В галерее "Борей" открылась выставка "INHALE - EXCHANGE"
("Вдох-выдох"). На ней представлены работы одиннадцати студентов
Академии искусств Университета города Умее (Швеция) и трех студентов
Центра Современного Искусства (Москва). Эта экспозиция стала завершением
совместного проекта, который стартовал в октябре 2001 года в Швеции.
Целью совместной работы студентов художественных учебных заведений стало
знакомство с опытом и знаниями людей, пребывающих вне мира современного
искусства. В конце прошлого года были проведены серьезные исследования
на эту тему, состоялись лекции и семинары. Частью проекта явилось путешествие
из Москвы в Петербург. Поездка для студентов не стала простым времяпрепровождением.
Размышляя над вопросами, что же означает быть художником и заниматься
искусством, в качестве ответа они должны были предложить собственные
художественные творения.
Результаты этих исследований, размышлений, а также впечатления от географического
перемещения Москва-Санкт-Петербург были представлены на выставке в "Борее".
В первом зале были размещены произведения, предполагающие интерактивное
взаимодействие с посетителем. На столе, покрытом непременным зеленым
"сукном", можно было написать письмо и не заботиться о его
отправке - это должна была сделать некая "Стина". По крайней
мере, таково было обещание. На подоконнике посетителя ждал бесплатный
сувенир (souvenir for free) - локон, упакованный в полиэтиленовый пакетик.
Рядом - ножницы и миска с неупакованными волосами, в сопровождающей
этот объект надписи заключалась просьба отрезать свой собственный клок
волос в качестве сувенира для автора. Русский зритель, хоть в большинстве
своем имеющий какое-то отношение к миру современного искусства, не спешил
резать, писать и даже брать. Зато шведские студентки послушно встали
в очередь: надо так надо - и каждая (или каждый) положили по прядке
волос в приготовленную тару.
Остальные произведения были традиционно рассчитаны на созерцание. Конфетный
дождь, виртуальные мужчина и женщина, инсталляция с освежающей и бодрящей
зубной пастой не требовали действия. Никто не трогал руками парящие
мужские трусы и женскую комбинацию, по воле художника, сохранившие объемы
своих хозяев. Никто не стремился полежать на расстеленном матрасе в
желтый цветочек. Небольшие картинки и фотографии все рассматривали достаточно
быстро - никому не приходилось читать подписи: никаких авторских имен,
никаких комментариев. Посетители лениво фланировали под конфетным дождем
и вряд ли догадывались, что все выставленное искусство - плод серьезных
исследований и размышлений о различиях между художниками и людьми, далекими
от искусства, поиск возможностей для коммуникации между этими категориями,
результаты экспериментального взаимодействия - по дороге из Москвы в
Петербург.