В минувшую пятницу в Музее Кино состоялся памятный вечер, посвященный
сорокалетию со дня рождения режиссера Игоря Алейникова, трагически погибшего
в 1994 г. Зал, где проводился вечер, был переполнен друзьями и коллегами
известного режиссера, а также многочисленными поклонниками его творчества.
Игорь Алейников был одним из основателей и активных участников движения
Параллельное кино, организатором фестивалей параллельного кино CINE
FANTOM 1987 и 1989 года, главным редактором самиздатовского журнала
CINE FANTOM. Он снял около 30-ти короткометражных и полнометражных кинофильмов,
часть - в соавторстве со своим братом Глебом Алейниковым.
Вечер открыл кратким вступительным словом Глеб Алейников. Он поблагодарил
присутствующих за внимание к памяти Игоря и передал слово Борису Юхананову,
принимавшему участие во многих фильмах Игоря и Глеба, хорошо и давно
знающему их обоих. Юхананов в очень теплых словах вспомнил о совместной
работе с Игорем, о нем самом, назвав его одним их интереснейших людей,
с которыми он сам был знаком, выделенной и цельной личностью в мире
неформального искусства, вспомнил его как утонченного, чуткого и даже
нежного в отношениях с людьми человека, педантиченого и абсолютно организованного
в том, что касалось его работы. Одно из воспоминаний или впечатлений
Бориса Юхананова относилось к восьмидесятым годам. Нынешний глава Мастерской
Индивидуальной Режиссуры однажды поразился удивительному внешнему сходству
Игоря Алейникова с фотографией, на которую он наткнулся в каком-то западном
журнале. Это была фотография человека по имени Энди Уорхолл, сделанная
еще до того, как тот сменил свой имидж и стал известен всему миру как
самый обесцвеченный блондин американского поп-арта. Случайность или
неслучайность этого сходства показалась Борису Юхананову знаковой и
естественной, особенно, если речь идет о такой незаурядной личности,
как Игорь Алейников. Затем зрителям были предложены для просмотра два
фильма Игоря и Глеба Алейниковых: короткометражка "Здесь кто-то
был" 1989 г., и "Трактористы-2" 1992 г.
Главный герой первого фильма, придя домой, обнаруживает неожиданно следы
чьего-то присутствия и, оказавшись внезапно выдернутым этим из ровного
течения жизни, предпринимает попытку узнать, выяснить, обнаружить источник
своего беспокойства. В результате он оказывается блуждающим в бесконечном
пространственном, временном, психологическом лабиринте отношений человека
с самим собой, с другими, со своими и чужими воспоминаниями, с реальным
и нереальным, вовлекая в этот процесс и зрителя, делая из него своего
спутника и соучастника, оставляя у того в душе незримые следы присутствия.
Фильм "Трактористы-2" предлагается как римейк популярной советской
комедии 1939 г., но назвать это римейком затруднительно, хотя, конечно,
без тех, первых "Трактористов", фильм был бы невозможен. Скорее
хочется охарактеризовать это произведение братьев Алейниковых как результат
интерференции или сложения, наложения первоисточника на, во-первых,
глубокий след, оставленный во всех нас в силу исторических условий супермашиной,
называвшейся советский кинематограф со всеми его удивительными творениями,
мифотворцами и отступниками. Во-вторых, на впечатление, оказанное на
чувствительных людей монстром, в которого эта машина съежилась в постсоветское
время и, наконец, в-третьих, на многочисленные незаурядные свойства
личностей создателей фильма. В результате получилась новая комедия,
но уже комедия абсурда, в которой героям то ли оставлена возможность,
то ли вменено в обязанность произносить старый текст с прежним пафосом.
Все остальное в "Трактористах" фантастически меняется - соперничество
двух соседних колхозов преобразуется в разборки бандитских группировок,
главная героиня беспрерывно поглощает джин и умеет ловко попасть прямо
в лоб налетчику из личного табельного оружия, соседские колхозники разъезжают
на грузовике, как на тачанке при полной боевой выкладке, украшенные
умопомрачительными беретами а ля Че Гевара, на которых как знаки отличия
посверкивают бриллианты, а свадьба передовиков производства выглядит
помесью великосветского бала, крестьянской попойки и сицилийской разборки.
Отдельное спасибо авторам за удивительное преобразование основных музыкальных
номеров первоисточника - любимой песни про трех танкистов и удалого
танца бригадира Клима. Как и полагается при просмотре комедии, зал смеялся.
Как и полагается при просмотре советской комедии, иногда становилось
скучно. Почти лирический финал.
В результате всего вышесказанного, этот фильм вполне справедливо можно
было бы назвать неким концентратом и итогом советского кино, его, так
сказать, многоточием из параллельного мира.
Ссылки по теме:
Игорь
Алейников: здесь кто-то был.[Дмитрий Шолохов]
"Параллельщики"
выходят на дорогу.[Надежда Штиль]