Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

21.10.2003
Артишок

Австрийские грезы
[Максим Райскин]

В Петербурге заканчиваются дни австрийской культуры. За 20 дней, что они длились, произошло много всего: интермедийные выставки, гипермедийные инсталляции, мультимедийные перформансы, камерные концерты, неделя австрийского кино, психоаналитические семинары, театральные постановки и прочее. Австрийцы, используя Фрейда в качестве бренда (общее название фестиваля "Ландшафты сновидений"), пытались погрузить город в спячку. Впрочем, петербуржцы в который раз доказали, что просыпаться и засыпать будут в собственном ритме.
Главным оплотом австрийской культуры стал, конечно же, Музей сновидений Фрейда, расположенный в Восточно-европейском институте психоанализа. Основатель и директор музея был рад напомнить всем о месте Фрейда в мировой культуре, о его значении. Ученые, врачеватели душ, расшифровщики снов и настроений говорили о "Кино как спальне", о "снах концептуального искусства", "о Набокове и Фрейде". Декорацией для интеллектуального дискурса стали видеоинсталляции автрийских художников, трансформирующих реальность, изменяющих трехмерное пространство. Но русская действительность, Петербург, как единственный российский город-сон, не слишком поддавался психоаналитическому трансформированнию. Главными сопротивленцами стали, однако, не художники, а литераторы, владеющие оружием более рациональным, чем визуальный образ, - словом.
Литературный марафон, проходивший в минувший уикенд в Музее Ахматовой, чисто внешне, мало чем отличался от других событий австрийского фестиваля. Разве что говорили не о снах, а о поэзии. Последняя, как оказалось, гораздо ближе к русским реалиям, чем к австрийским сновидениям.
Апофеоз трехдневного марафона наступил буквально в первый день. Да такой, что привидеться мог лишь в страшном сне. На торжественном русско-австрийском банкете с участием австрийского атташе по культуре петербургские поэты Елена Шварц и Дмитрий Голынко-Вольфсон устроили между собой показательную разборку, в ходе которой вылили друг на друга несколько стаканов красного вина, чашку кофе, побили посуду и посыпали головы друг друга пеплом и окурками. Схватившихся разняли, но к несчастью пострадали другие литераторы - петербургский поэт Сергей Завьялов и нью-йоркская поэтесса Женя Туровски - находившиеся неподалеку. В ходе заварушки досталось и австрийскому атташе по культуре: перепутав зачинщицу Шварц с одной из присутствующих, она напала на нее с требованием показать приглашение на банкет, и тут же получила грозный отпор виде пятиэтажного русского мата, после которого часть русских литераторов в знак протеста покинула ресторан с пророческим названием "1001 ночь". Такие вот удивительные российско-австрийские культурные отношения.
Впрочем, разругавшиеся, казалось на всю жизнь, писатели и поэты, на следующий день опять читали свои стихи в музее Ахматовой, лишний раз демонстрируя: жизнь - жизнью, сны - снами, а поэзия и подавно сама по себе.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100