В
Петербурге проходит XV Международный фестиваль современной музыки
"Звуковые пути". На "Звуковых путях" вы никогда
не услышите рок, джаз, электронную музыку (в чистом виде), музыку
академическую, консервативную, классическую и романтическую. И совершенно
точно услышите современную зарубежную и отечественную музыку - ту,
что всегда звалась авангардом. И про которую лет пятнадцать назад
в нашей стране еще мало что знали. И на появившийся в Петербурге фестиваль
"Звуковые пути" ходили, главным образом из любопытства,
не загадывая, что за новые звуки их там ждут. Теперь знают, и на концерты
фестиваля идут целенаправленно. Или не идут: либо ты любитель современной
музыки, либо, что поделать, нет. А те, кто любят, научились отличать
хорошую современную от плохой. Той, где прием используется ради приема
и той, где прием играет для искусства.
За пятнадцать лет своего существования фестиваль так и не вышел за
рамки камерной музыки. Нет, один раз такое случилось - в 1998 году
в Большом зале Филармонии в рамках фестиваля было исполнено огромное
произведение Арнольда Шенберга для сопрано и большого симфонического
оркестра "Ожидание". Пока это все - фестиваль выживает в
тех условиях, в которых может. Впрочем, интересы композиторов в последнее
время, словно вступая в солидарность с малобюджетным положением фестиваля,
переместились в основном, в область камерной музыки.
В один из дней фестиваль представил в Доме композиторов так называемый
"Хармс-проект" - шесть мини-опер, по десять-пятнадцать минут
каждая, на тексты Даниила Хармса. Своеобразное воспоминание о первых
своих днях, когда музыкального "хулиганства" было на фестивале
намного больше, чем теперь. И в то же время - отклик на отшумевшее
трехсотлетие Петербурга. "Весь шум вокруг юбилея города уже прошел
и мы, вроде бы, оказались в невыгодном положении, потому что наш фестиваль
проходит в конце календарного года, - рассказывает основатель и художественный
руководитель фестиваля, композитор Александр Радвилович. - Но мы сочли
нужным соответствовать этому праздничному настроению. И, за отсутствием
какого-либо официоза в самом фестивале, выбрали автора абсолютно не
официозного, уничтоженного в свое время в нашем городе". Среди
авторов проекта - сам Александр Радвилович и известный петербургский
композитор Сергей Слонимский, первый, кто вообще обратился к поэзии
Хармса, как только она появилась в печати в начале 1970-х годов. "Сейчас
мы еще не смогли сделать по-настоящему театрализованное представление
- только элементы сценического движения, но я очень надеюсь, что в
будущем получится настоящий спектакль".
От фестивальной недели осталось всего три дня. Еще можно услышать
в Малом зале Филармонии произведения восьмидесятилетнего венгра Дьердя
Лигети, прижизненно перешедшего в разряд классиков, поучаствовать
в традиционном для фестиваля пятичасовом концерте-марафоне в Доме
композиторов - самом длинном фестивальном концерте, услышать аудиоинсталляцию
немца аргентинского происхождения Маурицио Кагеля в культурном центре
"Паръ". И, наконец, прийти в воскресенье на заключительный
концерт, опять же в Малый зал Филармонии, чтобы послушать музыку знаменитых
поляков - Кшиштофа Пендерецкого и Витольда Лютославского и менее знаменитых
Войцеха Килара и Гражины Пстроконьски-Навратил.
В рамках фестиваля "Звуковые пути" Немецкий культурный
институт им. Гете представляет:
Мастер-класс Михаэля Рюзенберга (Кёльн)
21 ноября, 21.00
ГЭЗ-21, Лиговский пр., 53
Презентация диска "Симфония Кёльнских мостов" Михаэля Рюзенберга
22 ноября, 18.30
Дом композиторов, Большая Морская ул., 45
Презентация диска "Далеко - близко" Маурицио Кагеля
23 ноября, 16.00
Международный культурный центр ПАРЪ.spb, Александровский парк, 5В
Ссылки по теме:
Что есть реальнее
реального? [Надежда Штиль]