С
21 декабря по 9 января в Государственный музей городской скульптуры
(Невский пр. 179/2) проходит выставка "New digital age".
Совместный проект Российского Государственного центра фотографии и
галереи "Арт Коллегия" (Москва) знакомит зрителей с работами
восьми молодых японских фотографов, работающих в технике цифровой
фотографии.
"Цифра?!" - презрительно воскликнет кто-то. Скорей всего
- матерый питерский фотохудожник, убивший полжизни на многотрудный
диалог с фотопленкой и на дух не переносящий дигитальное творчество.
А что делать, "цифра". Она есть, и она видимо, будет. Но
самое главное (при всех технических и моральных недостатках цифрового
фото), с помощью "цифры" можно создавать изображение и наводить
мосты для нового диалога с привычными основными критериями оценки,
а именно: нравится - не нравится. Возраст, пол и национальность фотографов
роли не играют.
Во вступительной статье к токийской выставке "New digital age"
японский арт-критик Хироши Ошима так объясняет явление нового поколения
цифрового фотографии в своей стране: "Для молодого поколения,
изображение больше не предназначено для того, чтобы его видеть. Как
при прослушивании музыки, изображение становится чем-то, в чем можно
раствориться. В частности, "ландшафт" становится скорее
"средой", окружающей человека, чем просто предметом для
разглядывания и восхищения. Сегодня изображению, созданному средствами
цифровой фотографии, не хватает сущностной глубины искусства, которая
была у традиционной фотографии". Похоже и на критику и на оправдание
одновременно.
Впрочем, японские фотографы, наверное, не нуждаются в оправданиях.
Многие из участников выставки, несмотря на свой молодой возраст, уже
признаны японской фотографической общественностью.
Что
характерно. Цифровая фотография, по мнению многих японцев - удел женщин.
Японские девушки, не стесняясь, используют все богатейшие технические
возможности, сформировав отдельное художественное явление - современную
"японскую женскую фотографию". И данная тенденция хорошо
прослеживается на выставке "New digital age": восемь из
девяти представленных авторов - девушки.
9 блоков-пространств проекта
"Bug Train". Ацуко Наганума.
Несмотря на молодость, эта девушка по общему признанию является самой
яркой индивидуальностью в группе. Представив себя крохотным насекомым,
она свободно перемещается по вагону Токийского метро и, будучи "невидимой",
фиксирует на камеру все, что кажется ей интересным и воспроизводя,
таким образом, мозаику жизни токийской подземки.
"Party". Хисако Нода. Серия из 24 фотографий, выполненных
во время музыкального фестиваля, проходящего где-то на природе.
"Three Dogs". Наоко Иваи. Взгляд на жизнь людей и собак
глазами наших четвероногих друзей. Высота установки камеры при съемке
не превышает 30 - 40 сантиметров, так что ракурс весьма необычен.
"Hyper Flat". Саори Танака. В этом проекте фотограф смотрит,
запрокинув голову вверх и ловя в объектив только верхнюю часть зданий
и окружающее их синее небо.
"Cyclist". Такехиро Удзие (единственный мужчина в группе).
В его проекте обязательным объектом каждой фотографии является колесо.
"WWWdrive". Наоми Марута.
В этом проекте перемешаны ночные сюрреалистические кадры с фотографиями,
выполненными на пленэре и многим, многим другим. Так что это по сути
- многослойная, беспристрастная фиксация самых разных сторон японской
жизни.
"Размытая точка". Саёри Канно.
В основе идеи лежит изящная игра с "конструктором", из которого
формируются все изображения.
"Does't get any balance". Акиё Мияке.
Современные интерьеры общественных токийских помещений с пересечением
многочисленных эскалаторов, как и во времена Андрея Тарковского, снимавшего
в Японии отдельные эпизоды "Соляриса", моделирует для нас
далекое будущее.
"Супермаркет". Акиё Мияке.
Эта серия фотографий была выполнена по просьбе А. Мартынова, потрясенного
спецификой японских супермаркетов.