Конкретную
музыку выдумали французы после Второй мировой, ландшафтную - американцы
в конце 1970-х. Звуки дыхания, шагов, трамваев, гудки кораблей, шелест,
пустынных трав, уханье ржавого ангара. Их нойз - не прозвучал как
гром среди ясного неба, их открытия не стали сенсацией. Так - тихие
опыты для домашнего пользования. Нужно было в 1980-ом в странном городе
Берлине родиться "Einsturzende Neubauten", чтобы все узнали
о существовании индастриэла, нового городского блюза. Музыка грохочущих
конвейеров, новомодных мегастроек: отбойные молотки, патетические
электропилы, стучащие бетономешалки и пронзающие пространство дрели.
Коллапс - это не только название первого альбома "Einsturzende
Neubauten", в составе которого тогда были Кристиан Эммерих, больше
известный как Бликса Баргельд (Blixa Bargeld), американец Эндрю Чьюди,
играющий под псевдонимом Н.У.Унрух (N.U. Unruh) и Ф. М. Айнхайт (F.M.
Einheit), лидер немецкой панк-группы Abwaerts. Коллапсом было само
появление группы - взрыв сверхновой. Чуть позже новое "космическое
тело" увлекло на свою орбиту басиста Марка Чанга (Marc Chung)
и гитариста и звукоинженера Александра Хаке (Alexander Hacke).
Как всякий коллапс, появление EN сопровождалось выплесками энергии,
повышенной активностью, аггрессивностью музыкальной жизни. В 1984
году "Einsturzende Neubauten", Psychic TV и Fad Gadget устроили
в Лондоне "Концерт для Голосов и Машин", закончившийся разрушением
сцены, отключением электроэнергии и вызовом полиции. Сногсшибательное
выступление в Калифорнии было описано и проанализировано в книге,
выпуску альбома "Halber Mensch" (1986) был посвящен документальный
фильм Сого Иши.
Несмотря
на предсказания критиков - "Вы никогда не будете это слушать"
- "Einsturzende Neubauten" заполучил не просто слушателей,
а "нойбаутенведов", реагирующих на каждый новый альбом не
всплесками эмоций, а аналитическими экзерсисами:
Цитата первая: "Надстройка - короткие инструментальные пассажи,
спичи, сэмплы и цитаты Бетховена - изящная и ненавязчивая демонстрация
набора приемов, наработанных за двадцать лет. Все то, что делает NE
великими, представлено здесь. Результат - глобальная реконструкция
звукового пространства мегаполиса, тревожное, депрессивное полотно,
в котором нет ни капли уюта. Нойз играет все ведущие партии. Город
на пороге зимы, город, в котором не прекращается реконструкция."
Цитата вторая: "Отбойные молотки, листы жести, бензопилы и электродрели
- весь этот пионерский оркестр имени Дада после 20-ти лет работы сдан
в утиль (как дань собственному культу сохранено лишь небрежение традиционными
ударными). На альбоме действительно верховодит тишина, недосказанность
и недеяние, стягивающие вокруг себя негромкий вокал, хруст пепла сгорающей
сигареты и синкопы металлической арматуры - в целом это вполне узнаваемые
Neubauten, только предельно light и, как всегда, ищущие днем с фонарем
новый звук."
И о новом альбоме "Perpetuum Mobile", который появился в
свет 9 февраля: он "расширяет границы их музыки, обогащая ее
новыми аспектами: в нем есть и радикализм, и меланхолия. Или длинные,
практически эпические рассказы, граничащие с настоящей драматургией.
Среди всего этого находятся и странные субтильные образы - песни,
наполненные хрупкой красотой ("Paradiesseits") и глубоким
страданием ("Dead Friends"). … появляются новые вкрапления
или неожиданные аранжировки, включающие звуки ветра, труб, педальных
электрогитар, клавикордов, криков птиц и воздушных компрессоров".
Концертом в питерском "Порту" 26 февраля начинается турне
"Einsturzende Neubauten" в поддержку нового альбома "Perpetuum
Mobile". Следующее выступление - в "Горбушке" в Москве.
Далее: Варшава и Милан, Стокгольм и Лондон. Маршрут их перелетов -
сеть путешественников, накинутая на Европу. Почти об этом - заглавная
композиция нового альбома повествующая "о постоянных разъездах
- гастрольной рутине музыкантов, но в то же время о дороге двух людей,
живущих далеко друг от друга. То, что иногда может проявляться ирреальным
образом, обретает четкую форму в идее о неких гео-психологических
изменениях".
Новый Берлин. Саморазрушающиеся Новостройки.
Cанкт-Петербург
26 февраля 2004 года.
помещение клуба Порт
Москва
27 февраля
ДК Горбунова.
Начало в 20 часов.