3
мая национальный праздник Республики Польша - День Конституции - будет
отмечен особенным концертом в Большом зале Филармонии в Петербурге.
В праздничный вечер будет представлена премьера "Реквиема"
Юзефа Козловского, и два произведения Витольда Лютославского - "Польские
песни" в оркестровой версии петербургского композитора А. Радвиловича
и Концерт для гобоя и арфы с оркестром.
"Реквием" Юзефа Козловский, или, как привыкли его называть
в России, Осипа Антоновича Козловского, - это произведение связывающее
воедино русскую и польскую культуру и историю. Варшавский музыкант
и композитор Юзеф Козловский еще в молодые годы связал свою деятельность
с Россией. В 1786 г. он вступил в ряды русских войск, участвовал в
русско-турецкой войне и дослужился до чина премьер майора. С 1791
г., когда Козловский приобрел огромную известность сочинением полонеза
"Гром победы, раздавайся", развертывается широкая композиторская
деятельность польского музыканта в Петербурге. Он работал при дворах
Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I, был штатным композитором
императорских театров. Знаменитый "Реквием для хора и оркестра"
был написан Козловским в 1798 году по случаю смерти последнего польского
короля Станислава II Августа Понятовского, умершего в Мраморном дворце,
отпетого в Екатерининском костеле и похороненного в Санкт-Петербурге.
Юзеф Козловский сочинил не только собственно "Реквием",
но и все музыкальное сопровождение сложнейшего ритуала похорон, включающее
несколько маршей. В дальнейшем, "Реквием" был переписан
самим композитором специально для клавира и исполнялся только в этой
версии. Благодаря сохранившемуся в Санкт-Петербурге единственному
архивному экземпляру партитуры на концерте 3 мая прозвучит аутентичная
версия "Реквиема" Козловского в исполнении Камерного оркестра
Академического Симфонического Оркестра Санкт-Петербургской филармонии,
камерного хора "Lege Artis" и солистов под управлением Владимира
Альтшулера, впервые за двести лет, прошедшие с 1804 года, даты последнего
исполнения оригинального варианта.
Так как этот год в Польше назван "Годом Лютославского",
второе отделение будет отдано композитору, который наряду с французом
Оливье Мессианом был причислен знатоками музыкального искусства к
самым выдающимся представителям последней трети XX века. По мнению
Владимира Альтшулера, "Польские мелодии" в оркестровой обработке
Радвиловича - представляют собой задачу для оркестра не только достаточно
сложную, но и бесконечно увлекательную. Каждая отдельная 10-12 минутная
пьеса должна быть сыграна так, чтобы создать у слушателя совершенно
определенное образное впечатление о той или иной области и народном
танце или песни. "Польские мелодии" Лютославского должны
смягчить переход от классики двухсотлетней давности к такому сложному,
современному произведению, каким является Концерт для гобоя и арфы
с оркестром, который ранее уже звучал в стенах Большого зала Филармонии.