Сергей Волков - одиночка. Поставить его в общий ряд, соотнести его
работы с какой-либо тенденцией, школой, даже стилем - несомненно, едва
ли выполнимая задача. И тем не менее эти работы звучат: отнюдь не случайно,
что однажды они получили музыкальное сопровождение. Хотя в "Детском
альбоме", созданном художником в соавторстве (как мы знаем, в раздельном
соавторстве) с Вячеславом Гайворонским и являющемся смысловым центром
как этой выставки, так, вероятно, и всего искусства Волкова, не стоит
искать и необходимости. Зрительные и музыкальные образы цикла не переводятся
без остатка друг в друга и не составляют нерасторжимое целое. Напротив,
и те и другие по-своему герметичны - фортепьянные этюды Гайворонского
многозначительны уже потому, что они - музыка, а листы Волкова с их
молчаливыми семейными сценами и явственно личными мотивами надежно защищены
от глаза зрителя так же, как защищены от проникновения, от узнавания
страницы чужого дневника. Созвучие "Детского альбома", о котором
догадываешься, даже не слыша музыки, возможно и объясняется, наряду
с близостью соавторов, этим их безразличием не к пониманию, но скорее
к понятности. Поэтому видеть рядом - на стене или на соседних страницах
- эти простые, но о многом умалчивающие эстампы и нотные значки - это
не просто неполноценный опыт, оставшийся тому, кто не попал на концерт,
но еще и первый шаг в мире знаков, не допускающих разгадки - то есть,
сокровенных. А то, что они емкие и внятные, - заслуга художника.
Конечно, в них говорит детство. Только что это значит? Это детство автора
или авторов? Наверняка, но только отчасти. Разве не закрыт им, так же
как и нам всем, доступ в свои детские годы, в этот потерянный рай, от
которого остаются лишь немногие, разрозненные и смутные воспоминания,
никак не складывающиеся в стройную картину? Потому-то детство или, скорее,
детские ощущения, острее и вернее всего возвращаются к нам в сновидениях
- и потому-то, наверное, так много сновидческого в листах, фрагментах
"Детского альбома". Кто этот черный кот, если не медиум, проводник
в таинственный и отнюдь не идиллический, подчас, наоборот, страшноватый
мир далекой памяти для нас - и необозримого будущего для мальчонки.
К нам кот неизменно спиной: он словно приглашает следовать за ним, но
не предостерегает, не подкрепляет нас доверительным взглядом. И к мальчику
тоже - подкрадывается во сне под странную "Колыбельную" или,
играя с маминым клубком, по-своему разматывает его еще полуслепую судьбу.
На нас смотрит, хотя и нисколько не занят нами, только "Котенок
Пуш" - своевольный и потому беззаботный владыка впечатлений, подбрасывающий
их - маленьких и легковесных - ради своей игры. Даже действительно безоблачный
лист - "Дедушка приехал!" - как будто бы подчиняется его логике
- логике кота, одевшегося в дневной, белый наряд и ненадолго окутавшего
все вокруг мажорной тональностью. Может быть, мы имеем дело с путеводителем,
по миру ребенка, заботливо созданным для него отцом? Но нет сомнений,
что понять названия улиц и значения условных знаков в нем мальчик сможет
лишь много позже, тоже разучившись верно ступать наугад и потеряв доверительную
близость с той мамой, с тем папой, да с тем же котом. Так на что же
намекает художник? Скорее уж - на детство того ребенка, который пропал
в каждом из нас и безуспешно разыскивается; на детство, вечно продолжающееся
под покровом тайны и потому необычайно трудновыразимое.
Говорит в работах Сергея Волкова и время. Не то безбрежное, абстрактное
время, о котором приятно порассуждать, а, как мне кажется, время вполне
отчетливое и краткое - последние советские и первые ново-российские
годы. То самое время, когда всякие ориентиры, сначала позабывшись, затем
безнадежно перепутались: одиночка не мог тут не затеряться. Опыт этой
затерянности отчетлив и в "Детском альбоме", и в других листах
выставки: взгляд художника направлен внутрь, прочь от мира злобы дня
и публицистического жара, но отчасти, может быть, в другой, предшествовавший
мир, мир без времени, мир словно бы замерший, прежде чем внезапно прерваться.
Этот совсем недавний мир тоже ведь, подобно детству, теперь уже непостижим.
Только в нем между художниками и музыкантами, изъяснявшимися на странных
языках, которые не объяснить ни местными особенностями, ни вчера еще
отсутствовавшими, а сегодня уже слишком разноголосыми сторонними влияниями,
завязывались непредсказуемые и в то же время плодотворные союзы, подобные
"Поп-механике". И только в нем, наверное, могло родиться это
отрешенное и в то же время чрезвычайно конкретное искусство с цветочными
горшками и чаепитиями, с тесным цирком под тревожными звездами и непредсказуемым
фортепьяно.
Этими мотивами или, вернее сказать, этими нотами написан не только "Детский
альбом", но и другие, отдельные работы Сергея Волкова. Во всех
них слышен подспудный гул множества голосов и - тишина, две эти близкие,
но все же не совпадающие модальности. Клавиши рояля - угрожающе живого,
а зачастую и звероподобного - соединяются под руками мальчика в многоцветном,
однако неслышном хоре знакомых вещей, картин, слов и впечатлений, которые
сплетаются, которые безукоризненно сплетены друг с другом только там,
на картине, у него в голове.