Контрпрограммирование - одно из слов, принесенных телевидением. Еще
в советское время один раз в год телевизор начинал фонтанировать мелодиями
и ритмами зарубежной эстрады, кинокомедиями. Даже атеист понимал - сегодня
Пасха, и его стремятся оградить от порции опиума для народа.
Сегодня контрпрограммирование стало повседневностью. У конкурентов популярный
телеболтун на экране - а мы их Джеймсом Бондом перебьем. Ах, у них Джеймс
Бонд? А мы в ответ свежего Шварценеггера! И т.д.
2002 год распространил практику контрпрограммирования на оперу. Иначе
никак не объяснить такое количество совпадений в деятельности московского
Большого театра и питерской Мариинки.
Год назад Большой пригласил на постановку "Хованщины" режиссера
Юрия Александрова и художника Вячеслава Окунева (оба, заметим, из Петербурга,
много работали в Мариинке). Не спеша подготовил премьеру (она состоялась
в июне 2002 года). Глядь - а Мариинский театр уже успел выстрелить другим
шедевром Мусоргского, - "Борисом Годуновым" - на месяц раньше.
И не беда, что обе премьеры оказались, мягко говоря, тусклыми. Это была
только завязка, первый акт. Дальнейшее противостояние переходит на бескрайние
просторы Отечества. В конце июня Мариинский театр показывает своего
"Бориса" на открытом воздухе, в Выборге, в естественных декорациях
старинной крепости. Большой театр уже тут как тут 3 июля его "Борис"
тоже выходит к народу, только Псковской губернии. Прямо у могилы Пушкина
в Святогорском монастыре сооружаются декорации, оборудуются места для
зрителей и все ради единственного представления! Для пущего эффекта
Большой добивается прямой трансляции по телеканалу "Культура",
приобщая к искусству широкие массы. Впрочем, как раз это было лишним.
Спектакль выглядел сильно траченным молью - после таких передач аудитория
оперного искусства может только сократиться.
Два первых акта были посвящены отечественному гению. Третий переносит
действие на мировой уровень. 8 сентября Большой театр откроет свой 227-й
сезон оперой Джакомо Пуччини "Турандот" в постановке американки
Франчески Дзамбелло (имя действительно актуальное, она сейчас активно
работает в лучших театрах Европы). И что бы вы думали - Мариинский театр
на исходе своего 219-го сезона успевает поставить свою "Турандот"
. 25 и 27 июля можно будет увидеть результаты трудов режиссера Шарля
Рубо, художника-постановщика Изабель Парсьo-Пьери и художника по костюмам
Кати Дениз Дюфло. Кто такие неведомо. Зато у Мариинки всегда есть козырной
туз в лице Валерия Гергиева, да джокер - Владимир Галузин, который,
по слухам, будет петь премьеру.
Итак, третий акт, картина первая - "Турандот" в Мариинке.
Занавес поднимается.