Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

22.07.2002
Новости культуры

Контрпрограммирование. Третий акт. Картина первая
[Дмитрий Абаулин]

Контрпрограммирование - одно из слов, принесенных телевидением. Еще в советское время один раз в год телевизор начинал фонтанировать мелодиями и ритмами зарубежной эстрады, кинокомедиями. Даже атеист понимал - сегодня Пасха, и его стремятся оградить от порции опиума для народа.
Сегодня контрпрограммирование стало повседневностью. У конкурентов популярный телеболтун на экране - а мы их Джеймсом Бондом перебьем. Ах, у них Джеймс Бонд? А мы в ответ свежего Шварценеггера! И т.д.
2002 год распространил практику контрпрограммирования на оперу. Иначе никак не объяснить такое количество совпадений в деятельности московского Большого театра и питерской Мариинки.
Год назад Большой пригласил на постановку "Хованщины" режиссера Юрия Александрова и художника Вячеслава Окунева (оба, заметим, из Петербурга, много работали в Мариинке). Не спеша подготовил премьеру (она состоялась в июне 2002 года). Глядь - а Мариинский театр уже успел выстрелить другим шедевром Мусоргского, - "Борисом Годуновым" - на месяц раньше. И не беда, что обе премьеры оказались, мягко говоря, тусклыми. Это была только завязка, первый акт. Дальнейшее противостояние переходит на бескрайние просторы Отечества. В конце июня Мариинский театр показывает своего "Бориса" на открытом воздухе, в Выборге, в естественных декорациях старинной крепости. Большой театр уже тут как тут 3 июля его "Борис" тоже выходит к народу, только Псковской губернии. Прямо у могилы Пушкина в Святогорском монастыре сооружаются декорации, оборудуются места для зрителей и все ради единственного представления! Для пущего эффекта Большой добивается прямой трансляции по телеканалу "Культура", приобщая к искусству широкие массы. Впрочем, как раз это было лишним. Спектакль выглядел сильно траченным молью - после таких передач аудитория оперного искусства может только сократиться.
Два первых акта были посвящены отечественному гению. Третий переносит действие на мировой уровень. 8 сентября Большой театр откроет свой 227-й сезон оперой Джакомо Пуччини "Турандот" в постановке американки Франчески Дзамбелло (имя действительно актуальное, она сейчас активно работает в лучших театрах Европы). И что бы вы думали - Мариинский театр на исходе своего 219-го сезона успевает поставить свою "Турандот" . 25 и 27 июля можно будет увидеть результаты трудов режиссера Шарля Рубо, художника-постановщика Изабель Парсьo-Пьери и художника по костюмам Кати Дениз Дюфло. Кто такие неведомо. Зато у Мариинки всегда есть козырной туз в лице Валерия Гергиева, да джокер - Владимир Галузин, который, по слухам, будет петь премьеру.
Итак, третий акт, картина первая - "Турандот" в Мариинке. Занавес поднимается.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100