Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

22.07.2002
Актуальное искусство

Открытое письмо
В редакцию газеты "Коммерсантъ"
Григорию Ревзину
Копия:
Генеральному директору
ЗАО "Коммерсант. Издательский дом"
Андрею Васильеву
Копия:
Руководителю блока культуры
Алексею Тарханову
Во все заинтересованные средства массовой информации

Уважаемый Григорий Исаакович,

Мы чрезвычайно признательны отделу культуры "Коммерсанта" и лично Вам за особое внимание, оказанное Московскому Фестивалю Маяковского, ставшему главной темой полосы "Культура" газеты "Коммерсант" № 118 от 10 июля 2002 г. Откровенно говоря, затевая этот нон-профитный фестиваль, его молодые кураторы вряд ли могли рассчитывать на подобный "маяковский пиар" (здесь и далее цитируется статья "О нарушении норм гигиены") со стороны СМИ.
Однако если названия статей Ваших коллег выдержаны в духе "желтой прессы" ("Товарищи потомки зарылись в окаменевшем г…", "Поэты на Лубянке"), а рецензия Фаины Балаховской грешит неточностями и "передергиванием" фактов, то опубликованный Вами текст "О нарушении норм гигиены" в разделе "культурная политика" - откровенно осуждает как Маяковского, так и его Фестиваль. Кроме того, этот текст представляется нам не вполне компетентным и оскорбительным для поэтов, художников и кураторов, принявших участие в Фестивале. Однозначной оценки фигуры Маяковского нет и быть не может, и ее высказывание на основании одной цитаты со страниц общенациональной газеты противоречит научной, культурной и общественной этике.
Невозможно ставить Маяковскому в вину, что "его музей находится внутри здания на Лубянке, его изваяние выглядит как лицо правоверного чекиста". Ведь музей рядом со зданием на Лубянке, как известно, организован вокруг комнаты-кабинета Маяковского, который тот получил в 1919 г. в коммунальной квартире дома ВСНХ благодаря Роману Якобсону. "Лицом правоверного чекиста" Маяковский, в свою очередь, обязан скульптурной традиции соцреализма, сформировавшей особый канон в отношении поэта.
Разбираясь в вопросах культурной политики, Вы, к сожалению, опираетесь лишь на пресс-релиз, не посетив лично ни одного из мероприятий Фестиваля Маяковского и даже не просмотрев его сайт. (В противном случае Вы бы не стали писать про "футуризм.ру", который еще жив, но не процветает" о сайте, открывшемся месяц назад, или ссылаться на "логику бывших комсомольских работников", говоря о людях даже не состоявших в комсомоле). Однако и пресс-релиз в Вашем тексте истолкован превратно. Где пишется о "независимом культурном проекте", Вы понимаете - стремление "выйти на администрацию президента по каналам ФСБ и сделать так, чтобы президент лично курировал прохождение юбилея". Нам становится неловко, когда опыт недавнего Пушкинского юбилея с его бюстами, мемориальными фонтанами и прочей пошлостью, демонстрирующей "фантастическое богатство Юрия Михайловича" проецируется на Фестиваль, не потративший ни копейки государственных (путинских ли, лужковских ли) денег, Фестиваль, состоявшийся исключительно благодаря альтруизму его участников.
Вы признаете Маяковского "гениальным поэтом" (как иначе, ведь "высокая оценка его стихов свидетельствует о развитом вкусе того, кто оценивает"?), более того, для Вас поэт, не прочувствовавший поэзию Маяковского - "фуфло, а не поэт". Нельзя усомниться, что Вы признаете за Маяковским право на достойное место в русской культуре ХХ века. Стало быть, в словосочетании "культурная политика", Вас не устраивает политика - поддержка Маяковским большевиков, апология палачей и его призыв "делать жизнь с товарища Дзержинского". Однако и культура существует в общественном пространстве, она не "частное дело", каковой Вы предлагаете ее считать в отношении столь неоднозначных фигур как Маяковский. Культура, которая существует в виде квартирных выставок, литературы в списках, существовала не так давно - при тоталитарном режиме и, говоря сегодня о недопустимости каких-либо общественных акций на тему Маяковского, Вы, к сожалению, следуете логике этого самого тоталитарного режима, не важно, что врагом теперь объявлен не западный формализм, а коммунистические темы Маяковского ("Но" собственно, даже не в Маяковском, а в коммунистах"). Какого же рода культурная политика будет осуществляться в государстве, где ведущие СМИ подменяют культуру политикой?
Если от всего Фестиваля Маяковского, информация о котором была Вам прислана и мероприятия которого нашли достаточное отражение в прессе и телевидении у Вас могло сложиться впечатление, что "люди занимаются тем, что ищут деньги на юбилей певца палачей" - это значит, что не с ними, а, простите, с Вами что-то "совсем не в порядке".
С уважением,
Евгений Купавых
Екатерина Лазарева
авторы идеи и кураторы Московского Фестиваля Маяковского

12 июля 2002 г.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100