Его музей находится внутри здания на Лубянке, его изваяние в портале 
          выглядит как лицо правоверного чекиста
          "Маяковский - второй после Пушкина великий поэт России", - 
          пишут организаторы фестиваля, и от этой фразы становится неловко. Это 
          стандартный ответ комсомольского работника, и "ноу-хау" фестивальной 
          акции становится слишком прозрачным. Сейчас 109 лет со дня рождения 
          Маяковского, на следующий год - 110. На юбилее Пушкина можно было неплохо 
          заработать, стоит попробовать с Маяковским.
          Пушкинский юбилей оставил по себе память чудовищной пошлости. Висели 
          по Тверской плакаты "Страсть. Пушкин", "Жуть. Пушкин", 
          "Кошмар. Пушкин". Отливали бюсты, ставили скульптурные группы 
          и мемориальные фонтаны. Исполнители исполняли заказы и просто крали 
          деньги: и тот, кто крал, и тот, кто смотрел на результаты, понимали, 
          как фантастически богат Юрий Михайлович Лужков, если может позволить 
          себе тратить такие деньги на такую дрянь. Это и был главный мессидж 
          всего пушкинского юбилея. И в этой пошлости есть даже известная деликатность 
          - до такой степени все это не имело отношения к Пушкину и его поэзии.
          С Маяковским, однако, несколько иначе. Пушкин со своей страстью, жутью 
          и кошмаром не имеет никакого отношения к современной ситуации, тратить 
          на него - как на Господа Бога. Попытка раскрутить Маяковского с его 
          некруглым юбилеем завязана на его всгроенности в современный процесс.
          Темы Маяковского пиара выглядят так. Есть великий поэт Маяковский, государственное 
          достояние. Надо бы государству потратиться и надо бы ему подсказать, 
          на что потратиться. Маяковский - авангардист, и он доказал, как авангард 
          может быть полезен государству. Так что надо дать денег на сегодняшний 
          русский авангард, на "футуризм.ру", который еще жив, но не 
          процветает. А как денег дадите - процветет и государству отслужит. Это 
          общая канва. Есть и более конкретная - по своему месту жительства, содержанию 
          поэзии и сложностям личной жизни Маяковский был близок органам. Его 
          музей находится внутри здания на Лубянке, его изваяние в портале выглядит 
          как лицо правоверного чекиста. Это может помочь выйти на администрацию 
          президента по каналам ФСБ и при удачном стечении обстоятельств сделать 
          так, чтобы президент лично курировал прохождение юбилея. Финансовая 
          емкость юбилея в этом случае возрастает на порядок.
          И вот, спрашивается, что же в этом во всем плохого? Маяковский, как 
          к нему ни относись, действительно гениальный русский поэт. И совершенно 
          не стыдно нашему президенту было бы прокурировать его юбилей. Современное 
          русское искусство, авангардное в том числе, нуждается в спонсорстве. 
          Попытка найти на него деньги, равно как и согласие дать на него деньги, 
          - акции, достойные всякого уважения. И делается это в логике бывших 
          комсомольских работников или нет - какая разница? В конце концов, самые 
          талантливые капиталисты вышли как раз из комсомольских работников.
          "Но", разумеется, в одной теме - Маяковский и коммунисты. 
          "Но", собственно, даже не в Маяковском, а именно в коммунистах. 
          Вся нелепость, сомнительность, а по сути - постыдность ситуации проистекает 
          отсюда.
          Вот был такой американский поэт Эзра Паунд. Гений, как и Маяковский, 
          тоже футурист и тоже поэт, стихи которого кроме существенных шагов по 
          пути авангардизации, интересных для историков литературы, содержат что-то 
          общечеловечески значимое, что в общем-то остается на все времена. Но 
          он сотрудничал с фашистами. Он выступал по радио в Италии с профашистскими 
          передачами, рассчитанными на американскую армию. Это несравнимо с Маяковским, 
          поскольку фашистские темы менее вплетены в поэзию Паунда, чем коммунистические 
          - в поэзию Маяковского. Маяковский бросился на поддержку большевикам 
          в самый, так сказать, боевой период их жизни, в период красного террора, 
          когда расстреливали тысячами. И такой возвышенной и страстной апологии 
          палачей - буквальных палачей, тех, кто расстреливал ("пулями гуще 
          по оробелым, в гущу бегущим грянь, парабеллум"), у Паунда не было. 
          Но дело не в том, кто круче в сотрудничестве с изуверами. Спрашивается, 
          можно ли сегодня представить себе, что где-нибудь - в Америке, в Италии 
          - найдутся отморозки, которые бы предложили провести общенациональный 
          юбилей Эзры Паунда как государственного достояния страны? Это не значит, 
          что Паунда никто не читает или что тот, кто его читает и восхищается 
          им, - поклонник фашизма. То же верно и в отношении Маяковского. У Маяковского 
          есть стихи, высокая оценка которых свидетельствует о развитом вкусе 
          того, кто оценивает. Больше того, современный русский поэт, который 
          не прочитал и не пережил поэзию Маяковского, - это фуфло, а не поэт. 
          Но все дело в том, что чтение и переживание творчества таких людей может 
          быть только и исключительно частным делом. Никаких общественных акций 
          на тему человека, предложившего "жизнь делать с товарища Дзержинского", 
          не может быть в принципе, потому что это нарушает нормы гигиены цивилизованного 
          человека.
          Именно в нарушении этих норм и заключается нелепость, сомнительность 
          и постыдность ситуации. Искать и давать деньги на культуру - достойно. 
          Но когда люди занимаются тем, что ищут деньги на юбилей певца палачей, 
          это значит, что с ними что-то совсем не в порядке.
        Источник: "Коммерсант" № 118, 10 июля 2002