Палата
для лечения электрошоком, галлюциногенные лабиринты, отделанные зеркалами
от пола до потолка, коридоры, в кромешной тьме которых есть только
один источник света – тексты, которые проецируются на стены. Музей
"Кунст Паласт" в Дюссельдорфе до 16 октября превратился
в нечто среднее между психиатрической клиникой и сновидением, сошедшим
со страниц Кафки или Борхеса.
Монстрация как выставочный метод
Выставка "Арто – инсценированная жизнь" - меньше всего
похожа на просто ретроспективу. Здесь, разумеется, есть все, что и
должно быть на любой выставке подобного толка, т.е. многочисленные
рисунки Антонена Арто, его фотографии, его дневники, его тексты, его
фильмы и фильмы с его участием, которые одновременно демонстрируются
на многочисленных экранах. Однако назвать эту выставку архивной язык
не поворачивается.
Кураторы, вслед за Жилем Делезом, называют свой метод "монтраж"
– гибрид "монтажа" и "монстрации", в надежде,
что таким образом им удастся показать то, о чем предыдущие ретроспективы
Арто в в МОМА в Нью-Йорке, в Национальном Музее современного искусства
в Париже, Музее Кантини в Марселе и Музее современного искусства в
Вене предпочли умолчать. А именно – последние годы жизни изобретателя
"театра жестокости", лечении электрошоком и тотальном одиночестве,
сопровождавшем его до самой смерти.
Как мертвый рядом с живым…
"Электрошок приводит меня в отчаяние, он грабит мою память,
он заставляет цепенеть мою мысль и мое сердце, он делает из меня отсутствующего,
который переживает свое отсутствие и неделями преследует свое бытие.
Как мертвый рядом с живым, не являющийся больше самим собой. Мертвый,
жаждущий прихода живого, в присутствии которого он должен скрываться.
После последней серии сеансов я весь август и сентябрь был полностью
не способен работать, думать и чувствовать, что я существую. Я сообщал
раньше Ривьеру в письмах, что у меня возникают ощущения раздвоения
личности. Тогда они, впрочем, были непосредственным опытом, а не ужасом
смерти, как при лечении электрошоком. … Это недешевое лечение удаляет
меня от всего и от жизни…" – пишет 6 января 1945 года Арто своему
психиатру Латремольеру, умоляя его прекратить бесчеловечные процедуры.
Просьбы, впрочем, оказались тщетными. Лечение не прекратили, и Арто,
прежде чем перейти в мир иной, пришлось пройти через 51 сеанс электрошока.
Узаконенное убийство
Тело
– как источник текста, клиника – как альтернатива фильмам и рисункам
стали предметом рефлексий кураторов. То, во что превратилось тело
Арто в итоге, также можно увидеть на выставке. Один из залов оборудован
по всем правилам психиатрической моды 40-х годов: кровать с ремнями
для фиксации пациента, судно, плевательница, работающий электрошокер,
какие-то железные и резиновые штуковины, назначение которых известно
только лечащему врачу. Даже запах больничный. В этой палате висят
рентгеновские снимки Арто до начала лечения и после. На них наглядно
можно видеть, в какую кашу превратил его ребра "прогрессивный"
на тот момент метод лечения шизофрении. Арто не оставили даже последнюю
возможность – воспринять свою смерть как избавление. На тот момент
он вообще не мог ничего воспринимать. Разве что рисовать фекалиями
на стене больничной палаты.
Скалькулированное безумие
"Стремление к фекалиям" – текст к Театру жестокости, равно
как и стихи, написанные в последние годы жизни нечеловеческим языком,
превращены на выставке из литературных произведений в объект искусства,
то есть – белые буквы, бесконечно проецируемые на черный экран.
мэзум гуан
эхбе
мэзум
гуан
энейтира
эрейбе
мэзум гуан
К созданию этого языка, оперирующего еще не стертыми в обыденном употреблении
словами и образами, квинтэссенции каббалы, брахманизма, средневековой
алхимии, философии Ницще и древнеегипетской мифологии Арто шел всю
свою жизнь. И расшифровывать его как древние манускрипты просто бессмысленно.
Язык этот требует не расшифровки, но – соучастия, являющегося, согласно
Арто, основой коммуникации. В "Театре жестокости" это соучастие
было реализовано в форме ритуала, жеста, занявшего место слова.
Кураторы выставки, в этом смысле оказались достойными учениками Арто.
Не развешивая ярлыков и не расставляя указателей, они погрузили зрителя
в горячечный бред из образов, слов, звуков, запахов; экстатическую
атмосферу безумия, охватившего залы музея. Ситуацию страшной болезни,
вроде чумы, в которой Арто видел прообраз своего театра.