22.12.2001
Новости культуры
А судьи кто?
[Надежда Штиль]
Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Архитектор Фрэнк Гери. |
Кто рискнет предположить, что в центре Петербурга может
появиться архитектурное сооружение по степени оригинальности и новаторства
равное выставочному залу "Шкатулка драгоценностей" музея "Эрмитаж-Гугенхайм",
открывшемуся недавно в Лас-Вегасе, - железной коробке, покрытые ржавчиной
стены которой висят благодаря магнитам? Или похожее на находящийся в
Париже Институт арабского мира - фасад этого здания, облицованный специальными
по разному реагирующими на освещенность панелями, меняет свой вид в
зависимости от времени суток и погоды? А может, трехсотлетний Петербург
увидит свое отражение на поверхностях из стекла и титана, как столица
басков Бильбао, где расположен музей Гугенхайма, спроектированный любителем
гальванизированного металла Фрэнком Гери? "Не стоит и пытаться,
- ответит "настоящий петербуржец", - так как это невозможно".
И ошибется.
По сообщению Михаила Пиотровского, сейчас над эскизами проекта музея
"Эрмитаж-Гугенхайм" в здании Главного Штаба работают три архитектора,
чьи имена являются знаковыми: Рэм Колхас (Нидерланды, проект музея в
Лас-Вегасе), Жан Нувель (Франция, проект Института арабского мира и
строящегося в Париже Музея искусства стран Африки, Азии, Океании и Америки)
и Фрэнк Гери (США, музей Гугенхайма в Бильбао и проект филиала музея
в Нью-Йорке). Выбирать из трех эскизов будут эксперты Фонда Гуггенхайма,
Министерства культуры России и Государственного Эрмитажа, а утверждать
Комитет по охране памятников (КГИОП), как известно весьма консервативный
в отношении любых попыток изменения "классицистского" облика
города. В свете этого интересно, какой политики будет придерживаться
КГИОП - "двойных стандартов" или отстаивания незыблемости
вечных ценностей вечного города.