Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

22.12.2004
Кино и видео

История одного сумасшествия
[Андрей Кудряшов]

Борис Юхананов22-24 декабря в московском киноклубе «Синефантом» один на один со зрителями окажется первый советский параллельщик и последний хазарский аристократ Борис Юхананов. Специфика открытых заседаний Синефантома заключается, помимо жанровых ограничений, в том, что на кино-показе присутствует автор, который после окончания сеанса вынужден отвечать на вопросы зрителей. Таким образом, Синефантому удается сочетать качества синефильского кружка, кино-семинара и собрания дуэлянтов. Не последнее место в том, что споры и конфликты здесь не утихают, принадлежит герою предстоящих показов Борису Юхананову. Сегодня, когда никого ничем эпатировать, казалось бы, уже невозможно, он продолжает добиваться эффекта перманентного скандала, провоцируя публику острыми замечаниями, обещаниями расправы и нелицеприятными замечаниями в адрес, как зрителей, так и гостей клуба.
Молодое, как отмечает сам Юхананов, последнее в истории культуры синефильское поколение, неоднократно подвергавшееся жестоким педагогическим ордалиям со стороны культового режиссера, с нетерпением ждет возможности отыграться. Возможно, именно опасения за исход «вечера вопросов и ответов» подвигли Юхананова начать свою мини-ретроспективу фильмом «Сумасшедший принц Японец», продолжительностью три часа. Автор, видимо, надеется, что у зрителей после сеанса просто не останется сил и желания вступать в полемику с ним.
Необходимо отметить, что последним мероприятием Синефантома стал показ фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». В виду невозможности присутствия автора, его представлял киновед, один из ведущих специалистов по кино-авангарду, Александр Дерябин заново открывший Вертова России и миру.
Вдохновленный этим исключительным событием, Юхананов нашел в нем источник вдохновения и место приложения своих НЛП-навыков, послав в нокаут наиболее опасных оппонентов. Вот уже неделю, как Юхананов объявил себя «крупнейшим специалистом по творчеству Бориса Юхананова», узурпировав, таким образом, права на интерпретацию и оценку своих видео-работ, параллельно намекая на собственную значимость, исподволь вынуждая околокиношную общественность проводить сравнение Юхананов-Ветров.
Кино Юхананов никогда не снимал, но опыт его практического и теоретического освоения видеокамеры как инструмента влияния на действительность является уникальным и беспрецедентным, что сделало его имя священным в кругу российских параллельщиков. В 1988 году Юхананов, ученик Анатолия Васильева и Анатолия Эфроса, создал Мастерскую Индивидуальной Режиссуры (МИР), которая на много лет стала его личным культуртрегерским проектом. В МИРе Юхананов вырастил второе поколение режиссеров «параллельного кино» (Александр Дулерайн, Сергей Корягин, Ольга Столповская, Дмитрий Троицкий, Андрей Сильвестров, Олег Хайбуллин, Инна Колосова и другие), активно работающее ныне в кино и на телевидении.
Главным театральным проектом Юхананова в Мастерской Индивидуальной Режиссуры на протяжении десяти лет был «Сад» – уникальный эксперимент по созданию саморазвивающейся во времени сценической постановки.
Второй по значению проект Бориса Юхананова 90-х годов «Дауны комментируют мир» разворачивался одновременно на территории театра и видео. Проект был осуществлен режиссером в сотворчестве с людьми больными даун-синдромом.
Ныне Борис Юхананов руководит Школой Ангелической Режиссуры (ШАР) и является одним из создателей «ЛабораТОРИИ» – экспериментальной мастерской по изучению священных текстов Торы при помощи театрального искусства.
Осенью состоялась премьера спектакля Юхананова «Повесть о прямостоящем человеке», произведения, где язык современного театра настолько органично сплавлен с выразительными средствами пра-тераральных практик, что космогонический миф, лежащий в основе спектакля, воспринимается как современная история. Удивительным образом Юхананову удалось здесь передать основное свойство этого типа мифологем – бесконечную повторяемость. Картина рождения мира представлена, как процесс его «познания» выпавшим из рая человеком. Повторяется это уже a propos, в истории рождения «Сада» а затем – в выросшей на его почве одинокой веточки Ксении Великолуг, девушки, усилием воли продолжающей свое рождение после рождения…

«Сумасшедший принц Японец» (1988), продолжительностью 185 минут – всего лишь глава из видеоромана в 1000. Комментируя фильм, Юхананов говорит, что он – является одним наиболее сложных, густонаселенных глав видеоромана целиком погруженным в контекст так называемой «новой» или «молодой культуры», сложившейся в андерграунде к середине 80-х годов. Переосмысливая с помощью видео основные положения «Новых» «о культуре», о «жизни после смерти», задается вопросом, выживет ли после выхода из подполья бывшая андерграундная культура, оказавшись теперь в социуме, не окажется ли она мертворожденным ребенком». Основой для съемок фильма послужила телепередача с приглашением туда всех деятелей «молодой культуры», превращенная Борисом Юханановым в видеоакцию.

И так:
Ретроспектива «Сумасшедший принц Юхананов»
22 декабря, 20:00
«Сумасшедший принц японец»
23 декабря, 19:20
«Игра в хо»
«Сумасшедший принц Фассбиндер»
24 декабря, 18:50
«Да, дауны, или поход за золотыми птицами»

Клуб «Синефоантом» в кинотеатре «Фитиль»



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100