С
25 апреля в Русском музее, корпусе Бенуа, открывается выставка Наталии
Гончаровой (1891-1962) "Годы в России". В экспозиции будут
представлены живописные и графические работы различных периодов ее творчества
- раннего, связанного с "Миром искусства", кубофутуристического
и периода "лучизма", разработанного с М.Ларионовым и представляющего
собой теорию собственного варианта беспредметности.
Наталья Гончарова - живописец, график, театральный художник, книжный
иллюстратор. Первоначально входила в художественное объединение "Мир
искусства", как и все "мирискусники" увлекалась театром
- была ведущим декоратором антрепризы С.Дягилева, вместе с М.Ларионовым
принимала участие в "Русских сезонах" в Париже в 1914 году.
Тогда же состоялась их совместная выставка. Аполлинер в своей рецензии
отметил, что художники принесли "утонченность лучизма не только
в русскую, но и в европейскую живопись", что некоторые из произведений,
показанных на Парижской выставке, "можно считать вошедшими в арсенал
современного искусства".
После парижского лета Наталья Гончарова по приглашению Сергея Дягилева
уехала в Швейцарию, затем в Италию. С 1918 года постоянно жила в Париже.
В России не только о ней не забыли, но и внесли ее в список художников,
чьи работы предполагалось закупить для создаваемого Музея художественной
культуры - первого в мире музея авангардного искусства. Произведения
Малевича, Татлина, Филонова, Розановой, Ларионова, Альтмана, Гончаровой
и др. стали первыми экспонатами открывшегося 3 апреля 1921 года Живописного
отдела МХК. Музей просуществовал до 1926 года, когда был расформирован,
а его богатое собрание русского искусства 1910-1920-х годов перешло
к Русскому музею. На ее основе Николаем Пуниным и Верой Аникеевой было
организовано Отделение новейших течений в искусстве.
В тридцатых годах имя Натальи Гончаровой, как и многих других русских
художников-авангардистов, было изъято из истории русского искусства.
Вспомнили об этой "амазонке" русского авангарда спустя достаточно
продолжительный срок.