Работа
фотографом в музее, несомненно, накладывает отпечаток. Тем более - в
Эрмитаже, где Юрий Молодковец проработал несколько лет, отснял фотографии
более чем к 80 каталогам и альбомам, создал необозримое количество другой
технической фотодокументации.
В консервативные советские годы было угодно видеть в прикладной деятельности
своеобразную нишу. Работая в цитадели традиционализма, фотограф получал
возможность беспрепятственно впадать в авангардизм, конструктивизм,
модернизм, как в ересь. Сегодняшняя свобода вероисповедания в искусстве
изменила ситуацию. Художник теперь не нуждается в нише, он может смело
говорить то, что хочет, и таким языком, какой сочтет адекватным высказыванию.
Фотограф, обслуживающий нужды музея, превратился, таким образом, в чистого
прикладника.
Вот, собственно, и все. Но не стоит забывать, что работа в музее накладывает
свой отпечаток. Тем более - в Эрмитаже. Юрий Молодковец не избежал участи
быть отмеченным. Он стал последовательным археологом, хранителем древностей,
традиционалистом и инвентаризатором. Он открыл для себя, что "музей
в нынешнем состоянии мира - последняя институция, которая не скомпрометировала
смысл существования человечества. Альтернативы нет: любой продукт цивилизации
ждет либо свалка, то есть тлен и забвение, либо музей - вечная жизнь
среди эталонов красоты и гармонии". Он понял, как постепенно завоевывается
"новая территория - территория экспозиции. И эта бескровная оккупация
- последний, подготовительный этап окончания Истории".
Юрий
Молодковец, как "новый археолог" принялся собирать "сокровища
Петербурга", описывать и атрибутировать ценные экспонаты. Выбрав
300 из них, он предоставил зрителям возможность оценить свой труд музейщика
и исследователя. Казалось бы, логично предъявить музей в музее. Но все
сложилось иначе, мало того, просто - в тему: выставка "Сокровища
Петербурга. 300 фотографий" открылась в интерьерной галерее "Stilhaus"
(П. С., Малый пр., 54/56).
Новый музей открылся в модном мебельном бутике. Красные диваны, стеклянные
столы, ковры, аксессуары - и фотографии Юрия Молодковца. Они висят не
в рамках на стенах, а на тонком полотне над галереями второго и третьего
этажа. Выставка эфемерна - также как изображенные на снимках объекты.
Неловкое движение посетителя - и ткань с фотографиями, на которых изображены
фрагменты стен дворцов, исторических зданий, мостов и мостовых, слетят
вниз и исчезнут с глаз. День-два, месяц-два - и стены с трещинами залатает
штукатур и выкрасит маляр, цветочек
сорвут, бронзовые крылья ангелов почистят. Все непрочно, и более временного
пристанища для драгоценных мгновений - красоты, стремящейся превратиться
в прах, - чем дорогой интерьер модного магазина, выдумать невозможно.
Все снимки, будучи выставлены в музее, были бы просто техническими документами,
иллюстрациями к реставрационному процессу, рутиной, атрибутами музейного
быта. Контраст же замшелой стены "Дома государственных имуществ"
или нарисованного черной краской рояля на "Училище глухонемых"
с блеском и высоким стилем законодателей интерьерных мод, довершает
превращение фотодокумента в абстрактное полотно, в чистое искусство.
Чтобы учредить новый музей, нужно было не просто покинуть существующий,
но - поменять приоритеты. Выставить в качестве ценного то, что постоянно
уничтожают во время реставраций, реконструкций и возрождений.
Выставка "Сокровища Петербурга" открыта до 27 мая.