23.11.2001
Новости культуры
Место под солнцем для Эйзенштейна
Елена Невердовская
22 ноября в Москве в Доме кино состоялось открытие алтаря памяти, посвященного
мексиканской художнице Фриде Кало и кинорежиссеру Сергею Эйзенщтейну.
Событие стало центральной частью празднования мексиканского "Дня
мертвых", которое оказалось возможным благодаря участию Посольства
Мексики. Помимо традиционного праздничного ритуала в кинозале Дома кино
демонстрировались два фильма: документальный фильм о Фриде Кало, художнице,
жене знаменитого мексиканского живописца и революционера Диего Ривера,
и версия фильма "Да здравствует Мексика!", смонтированный
в Великобритании Мэри Синтон.
Судьба фильма "Que viva Mexico!" Сергея Эйзенштейна, над которым
он совместно с Г. Александровым и оператором Э. Тиссом работал в течение
1930 - 1932 годов в Мексике, драматична. Помимо того, что были написаны
несколько вариантов либретто: один, чтобы удовлетворить американских
продюсеров, второй - чтобы мексиканские власти разрешили советской группе,
над которой висело обвинение в "коммунистической пропаганде",
приступить к съемкам, третий, на русском языке, был написан в Советском
Союзе уже после съемок, - были сложности и с финансированием, и с негативным
отношением Амкино, пресловутого "босса" Эйзенштейна, и с директором
картины американцем Хантером Кимбро, который считал себя вправе вмешиваться
в работу режиссера. Результатом стал тот факт, что Сергей Эйзенштейн
сам не монтировал ни одного из 70 тыс. метров материала, отснятого на
натуре и в подлинных интерьерах, в котором снялись только непрофессиональные
актеры. Для того, чтобы возместить траты по распоряжению продюсера одна
из новелл фильма - "Магей" - была в 1933 году смонтирована
монтажером "Метро-Голдвин-Мейер" Солом Лессером. Получившийся
фильм "Буря над Мексикой" Эйзенштейн назвал извращенным произведением,
пародией на его замысел. Часто мексиканские съемки использовались в
различных кинокартинах в качестве атмосферных вставок. В 1942 году торговая
фирма "Белл и Хауэлл" выставляла на продажу "Мексиканскую
симфонию", основанную на материале Эйзенштейна, то в качестве художественного
фильма, то как шесть одночастевых короткометражек. Впоследствии продюсер
Эйзенштейна Синклер передал материал в Музей современного искусства
в Нью-Йорке. Воспользовавшись доступностью уникальных кадров американский
киновед Джей Лейда в 1957 году смонтировал из них учебный фильм.
Фильм Мэри Синтон появился благодаря тому, что она в 1939 году выкупила
у Синклера 6 тыс. метров материала. Смонтированный ею фильм первоначально
назывался "Место под солнцем". В своей работе она руководствовалась
планом Сергея Эйзенштейна.