Фильмы
Олега Ковалова - историка и теоретика кино, кинорежиссера - увидеть
можно крайне редко. Это касается как монтажных картин "Сады Скорпиона",
"Остров мертвых" и "Сергей Эйзенштейн. Автобиография",
так и его игровых фильмов "Концерт для крысы" и "Темная
ночь". Институт ПРО АРТЕ в конце этого года предоставит желающим
возможность не только посмотреть кино Олега Ковалова, но и прослушать
комментарии автора. Сегодня, 23 декабря, в 18.30 в лекционном зале начинается
новый цикл "Пять вечеров с Олегом Коваловым". На встречах-лекциях
каждый вечер будет демонстрироваться по одному фильму. Программа не
является обычной ретроспективой - кинокритик Олег Ковалов предполагает
рассмотреть фильмы режиссера Олега Ковалова как страницы истории кинематографа
20 века. Разговор пойдет о смене художественных приемов в кино.
Олег Ковалов родился в 1950 году в Ленинграде. Окончил киноведческий
факультет ВГИКа в 1983 году. С 1978 года - историк и теоретик кино.
В фильме "Бумажные глаза Пришвина" снялся в главной роли.
Дебютировал как режиссер в 1991 году фильмом "Сады Скорпиона".
В этом фильме Ковалов создает монтажную фантасмагорию из хроники и игровых
фильмов 60-х годов. В следующем году он делает еще один монтажный фильм,
посвященный дореволюционной России ХХ века. Название этой кинокартины
- "Остров мертвых" - заимствовано у самой популярной гравюры
того времени немецкого художника Бёклина. Свой первый игровой фильм
Олег Ковалов снял в 1995 году: "Концерт для крысы" был отмечен
специальным призом жюри в Анапе на фестивале "Киношок-95".
В основе этого фильма - произведения Даниила Хармса, которые режиссер
интерпретирует по-своему, отводя абсурду далеко не первую роль, и выделяя
черты, сближающие ленинградского обэриута с Кафкой. В связи с этим дополнительный
смысл получает короткая аннотация фильма, предназначенная для привлечения
"неподготовленного" зрителя: "Концерт для крысы"
- трагикомическая панорама предвоенной жизни, пронизанная лиризмом и
черным юмором. Действие фильма происходит в СССР и некоем государстве,
в очертаниях которого угадывается образ Германии 30-х годов. Фильм посвящен
90-летию со дня рождения Хармса, 100-летию кинематографа и 50-летию
победы над нацистской Германией".
Как пишет кинокритик С. Кудрявцев в своей статье, посвященной теоретикам
кино, переквалифицировавшимся в практиков: "Олег Ковалов - не только
дебютировал в режиссуре, но и был оценен по заслугам на различных кинофестивалях
(от Сочи и Анапы до Венеции) за свои экспериментальные работы "Сады
Скорпиона", "Остров мертвых" и "Концерт для крысы".
А если верить слухам, другой маэстро и новатор кино - Жан-Люк Годар
- во время своего приезда в Россию одобрительно отозвался о фильме "Сады
Скорпиона". Это существование кинорежиссера Олега Ковалова в зоне
эксперимента - между монтажным и игровым кино - продолжается до настоящего
времени. В тот же год 100-летнего юбилея кинематографа на основе архивных
материалов он сделал фильм, посвященный Эйзенштейну, - "Сергей
Эйзенштейн. Автобиография". В прошлом году Ковалов снял игровой
фильм "Темная ночь", премьера которого состоялась на Роттердамском
кинофестивале.
Программа цикла:
23.12 "Остров мертвых"
24.12 "Сергей Эйзенштейн. Автобиография"
25.12 "Темная ночь"
26.12 "Концерт для крысы"
27.12 "Сады Скорпиона"
Начало в 18.30