Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

23.12.2003
Выставки

Эрмитаж демонстрирует современность
[Ольга Фролова, "Деловой Петербург"]

Леон Жуо Пластины для переплета книги "Цветы зла", 1919 г.На прошлой неделе в Эрмитаже открылось сразу две выставки - в один день. Обе представляют искусство XX века, хотя на это их сходство заканчивается. Одна - для любителей красивого интерьерного декора, другая - для ценителей современной живописи.
Первая часть выставочного дня началась в Синей спальне, куда Муниципальный музей Епископства в Лиможе - одного из крупнейших в Европе центров "огневых искусств" - доставил работы местных эмальеров XX столетия. Около 60-ти ваз, блюд, чаш и пластин всех размеров, форм и расцветок разместились под стеклянными витринами в соответствии со своим возрастом - от начала двадцатого века до второй его половины. На фоне солидного возраста лиможского "огневого искусства", зародившегося в XII столетии, привезенные экспонаты - совсем младенцы. Впрочем, по замыслу организаторов выставки, этим они российской публике и интересны - более ранние образцы есть и в постоянной экспозиции Эрмитажа, а лиможская эмаль XX века не известна даже многим знатокам искусства, не говоря уже о широкой публике.
Стиль ар нуво, расцветший фуксиями и настурциями на вазах Поля Бонно, последовавший за ним ар-деко с его геометрическими мотивами на "Сферической вазе" Камиля Форе. Талантливый самоучка Леон Жуо определенно был поклонником Поля Гогена, Пабло Пикассо и прочих старших своих современников - его пластина "Купальщицы" явно отсылает нас к таитянкам Гогена, а кубистский "Лоцман" слегка напоминает работы великого испанца. Впрочем, разглядывая большие и маленькие эмалевые чудеса, совсем не обязательно думать о разных параллелях и веяниях. Они просто очень красивы. Они радуют глаз. Они могли бы стать украшением вашего интерьера, не будь они гордостью лиможского епископства.
Еще одна красная ленточка, перерезанная в день эрмитажных открытий, вела на первую в России выставку крупнейшего американского художника XX столетия Марка Ротко. На американской земле подобное везение случилось благодаря тому, что 1913 году семья десятилетнего Маркуса Ротковица уехала из Даугавпилса и поселилась в США. Так американцы заполучили еще одного великого художника, названного "самым возвышенным живописцем двадцатого столетия". Он искал "невидимого Бога" и создавал "иконоборческие иконы", лишенные религиозных персонажей и наделенные абстрактной символикой. Для экуменической капеллы в Хьюстоне в последние годы жизни он создал четырнадцать огромных холстов, на которых есть только все оттенки черного - от темно-лилового, как зимние сумерки, до глухого черного. Но это отнюдь не конец. Это начало, которое наступило после конца, в том числе - и после конца живописи, пришедшего с черным квадратом Малевича.
Марка Ротко называли "самым возвышенным живописцем двадцатого столетия"На выставке представлены и ранние работы художника, когда на его полотнах еще существовали контуры, вырисовывающиеся в портреты, пейзажи, городские сцены и обнаженные фигуры. И сюрреалистические картины средних лет, когда контуры, еще присутствующие, вырисовываются лишь в органические полуабстрактные формы, рожденные его фантазией. И, наконец, поздние работы, где контуры теряют определенность и таят окончательно, оставляя лишь зоны интенсивного, насыщенного цвета. Черного и красного. Все картины этого периода Untitled. Хотя, смысл их вполне однозначен - трагизм, тема смерти.
"Тот факт, что многие люди рыдают при виде моих картин, доказывает, что я передаю главные человеческие эмоции… Люди, которые плачут перед моими картинами, переживают те же религиозные чувства, которые испытывал я, когда писал их" - говорил художник.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100