На
прошлой неделе в Эрмитаже открылось сразу две выставки - в один день.
Обе представляют искусство XX века, хотя на это их сходство заканчивается.
Одна - для любителей красивого интерьерного декора, другая - для ценителей
современной живописи.
Первая часть выставочного дня началась в Синей спальне, куда Муниципальный
музей Епископства в Лиможе - одного из крупнейших в Европе центров
"огневых искусств" - доставил работы местных эмальеров XX
столетия. Около 60-ти ваз, блюд, чаш и пластин всех размеров, форм
и расцветок разместились под стеклянными витринами в соответствии
со своим возрастом - от начала двадцатого века до второй его половины.
На фоне солидного возраста лиможского "огневого искусства",
зародившегося в XII столетии, привезенные экспонаты - совсем младенцы.
Впрочем, по замыслу организаторов выставки, этим они российской публике
и интересны - более ранние образцы есть и в постоянной экспозиции
Эрмитажа, а лиможская эмаль XX века не известна даже многим знатокам
искусства, не говоря уже о широкой публике.
Стиль ар нуво, расцветший фуксиями и настурциями на вазах Поля Бонно,
последовавший за ним ар-деко с его геометрическими мотивами на "Сферической
вазе" Камиля Форе. Талантливый самоучка Леон Жуо определенно
был поклонником Поля Гогена, Пабло Пикассо и прочих старших своих
современников - его пластина "Купальщицы" явно отсылает
нас к таитянкам Гогена, а кубистский "Лоцман" слегка напоминает
работы великого испанца. Впрочем, разглядывая большие и маленькие
эмалевые чудеса, совсем не обязательно думать о разных параллелях
и веяниях. Они просто очень красивы. Они радуют глаз. Они могли бы
стать украшением вашего интерьера, не будь они гордостью лиможского
епископства.
Еще одна красная ленточка, перерезанная в день эрмитажных открытий,
вела на первую в России выставку крупнейшего американского художника
XX столетия Марка Ротко. На американской земле подобное везение случилось
благодаря тому, что 1913 году семья десятилетнего Маркуса Ротковица
уехала из Даугавпилса и поселилась в США. Так американцы заполучили
еще одного великого художника, названного "самым возвышенным
живописцем двадцатого столетия". Он искал "невидимого Бога"
и создавал "иконоборческие иконы", лишенные религиозных
персонажей и наделенные абстрактной символикой. Для экуменической
капеллы в Хьюстоне в последние годы жизни он создал четырнадцать огромных
холстов, на которых есть только все оттенки черного - от темно-лилового,
как зимние сумерки, до глухого черного. Но это отнюдь не конец. Это
начало, которое наступило после конца, в том числе - и после конца
живописи, пришедшего с черным квадратом Малевича.
На
выставке представлены и ранние работы художника, когда на его полотнах
еще существовали контуры, вырисовывающиеся в портреты, пейзажи, городские
сцены и обнаженные фигуры. И сюрреалистические картины средних лет,
когда контуры, еще присутствующие, вырисовываются лишь в органические
полуабстрактные формы, рожденные его фантазией. И, наконец, поздние
работы, где контуры теряют определенность и таят окончательно, оставляя
лишь зоны интенсивного, насыщенного цвета. Черного и красного. Все
картины этого периода Untitled. Хотя, смысл их вполне однозначен -
трагизм, тема смерти.
"Тот факт, что многие люди рыдают при виде моих картин, доказывает,
что я передаю главные человеческие эмоции… Люди, которые плачут перед
моими картинами, переживают те же религиозные чувства, которые испытывал
я, когда писал их" - говорил художник.