В
московском Институте проблем современного искусства состоялась встреча
с художником Александром Меламидом. Вопреки ожиданиям, собравшиеся
не услышали баек про слонов, шуток о национальных вкусах в искусстве
и прочих вещах, которые могли бы ассоциироваться с деятельностью всемирно
известного бренда "Комар и Меламид". Лектор попросил задавать
вопросы. Однако, на первый же не ответил. Вопрос явился только поводом
взять слово, слово проповедника.
Меламид рассказал о своем понимании современного искусства - без пафоса,
по-домашнему, он изложил целую теорию, раскрывающую суть бытования
искусства и художника в современном мире. Хотя формулировка звучала
более чем тривиально, в его изложении она выглядела выстраданной и
глубокой идеей: "Искусство - религия".
Как оказалось, это утверждение можно произносить без надрыва, не впадая
в экзальтацию, не играя словами, не превращая в пустую метафору.
Начал Меламид с рассказа о собственном творческом кризисе, произошедшим
несколько лет назад. Тезис о бесполезности искусства он дополнил для
себя тезисом о глупости его. Глядя на то, что делают коллеги-художники
и что делает он сам, Меламид решил, что современное искусство находится
"по ту сторону разумного". Чтобы сподобиться совершить арт-жест
сегодня ума не требуется, требуется бесконечная глупость. "Я
умнее слона, говорил он, - но я и глупее слона в каком-то смысле.
Поэтому и занимаюсь искусством". Его стали смешить работы коллег.
Затем Меламида посетило откровение - искусство, поскольку оно и бесполезно
и бессмысленно, может воспринимать только тогда, когда веришь в него.
Искусство - это вера. И наш последний шанс на взаимопонимание. Меламид
приводил в доказательство собственные исследования (а то, что социологией
искусства они с Комаром занимались довольно серьезно - факт известный).
Так вот, неевропейцы утверждают, что, более национального, им нравится
"современное искусство". А под таковым они подразумевают
искусство европейское вообще. Получается, что, в отличие от традиционных
религий, которые остаются этнически детерминированными и лишь подчеркивают
различия, искусство способно к объединению. И только оно.
Современные музеи, где произведения искусства (шедевры, по крайней
мере) просто отсутствуют, являются ни чем иным, как храмами. И то,
что толпы осаждают эти пустующие здания, говорит только о том, что
люди верят в искусство.
Античность, средневековье, Возрождение - весь предмодернистский период,
- был эпохой, когда искусство существовало в рамках какой либо идеи.
Мы живем в то время, когда уже создан некий канон, когда уже нет смысла
создавать новое, когда искусство существует в самом человеке. Современные
художники служат ему, не создавая шедевров, а пропагандируя саму идею.
Современное искусство началось 29 июля 1890 года, в тот день, когда
Ван Гог покончил с собой, то есть, совершил подвиг мученичества. Так
он, помимо прочего, указал на подлинный смысл жизни других гениев
(последним словом Меламид не разбрасывается и числит в таковых лишь
15 человек) - страдание и мучение во имя искусства.
Все просто. Только вера - Последняя религия. Художник обречен на занятие
живописью (инсталляцией) - Художники это мученики.
На реплику с галерки "Я не верю в искусство", Меламид без
раздумий ответил: "Поверьте мне, верите". Возражений не
последовало.