Неделю
тому назад в Лондоне известный британский коллекционер Чарльз Саатчи
(Charles Saatchi)открыл новый частный музей современного искусства.
Вернее того, что считалось современным 5 лет назад, и что критики уже
окрестили аббревиатурой YBA - young British artists. Как пишет немецкий
журнал "Шпигель", на церемонии открытия присутствовал полный
"звездный комплект" - от Дэвида Боуи до Джереми Айронса. Исключение
составляли лишь премьер-министр Великобритании Тони Блэр с супругой:
в связи с войной в Ираке Саатчи, потомок еврейско-иракских иммигрантов,
не счел возможным пригласить правящую чету. Как заявил пресс-атташе
Саатчи: "Тони и Шери охотно бы пришли, но во времена военного противостояния
это, пожалуй, неуместно", - добавив что, - "возможно, в короткий
срок еще можно что-нибудь сделать.
Впрочем, как отмечает обозреватель "Шпигеля", отсутствие Блэров
прошло незамеченным - присутствие других персонажей, общим числом 800,
из мира политики, гламура и фэшона гарантировало "звездный блеск"
одному из самых "спекулятивных музейных проектов XX века".
Старая галерея Саатчи расположена в центре Лондона, тогда как новые
аппартаменты - на южном берегу Темзы. Музей открылся в Каунти Холле
(County Hall), бывшем месте заседаний городского парламента, в котором
Саатчи, бывший медиа-магнат, арендовал для своей галереи 4000 квадратных
метров. Прямо напротив, на другом берегу реки, сейчас расположены парламентские
здания.
Идея Саатчи, в плане выбора места для размещения части своей коллекции,
могла бы выглядеть совершенно безумной, если бы не одно "но".
Так называемый "south bank", где расположен County Hall, сейчас,
после открытия в канун миллениума футуристического колеса обозрения
"Глаз Лондона" (London Eye), притягивает каждый год миллионы
туристов, которые в итоге неизбежно окажутся у дверей нового музея.
County Hall был построен в начале ХХ века, в то время, когда Лондон
еще чувствовал себя столицей Империи. Об этом говорит и архитектура
здания - колонны, высокие сводчатые потолки, гигантский камин, деревянная
облицовка стен в коридорах и слегка затхлый запах бывших парламентских
канцелярий.
Теперь
этому имперскому великолепию суждено стать вместилищем современного
искусства, или "причудливого зверинца", как пишет "Шпигель".
В новом помещении своей галереи Саатчи разместил работы, прогремевшие
на выставке "Sensation" и уже ставшие классическими: консервы
Дэмиана Хирста (Damien Hirst)- замаринованную распиленную свинью под
названием "Одна свинка пошла на рынок, другая осталась дома",
погруженных в формальдегид акулу и ягненка; скандально известную инсталляцию
Трэйси Эмин (Tracey Emin) - кровать с пустыми бутылками из под водки,
использованными презервативами и следами бурной ночи; "Богоматерь"
Криса Офайли (Chris Ofili), живописное полотно из слоновьего навоза,
вызвавшее гнев мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани; "голову"
Марка Квинна (Marc Quinn), на который пошло не менее литра крови художника,
и которая, судя по всему, была восстановлена после недавней отключения
электричества в доме Саатчи; реалистичный большеформатный портрет известной
детоубийцы Миры Хиндли (Mira Hindley) выполненный в стиле пуантилизма
(в качестве кисти художник
Маркус Харви (Marcus Harvey) использовал ладошки детей); и не менее
реалистичный объект художника Рона Мюека (Ron Mueck) - обнаженный труп
папаши "Dead Dad", лежащий на белом подиуме. Словом все то,
что еще шесть лет назад называлось greatest hits британского искусства,
и о чем до сих пор с ностальгией вспоминают британские арт-критики.
Ссылки по теме:
Художник расплатился
с соавторами [Дмитрий Шолохов]
Марк Куинн потерял
свое второе "я" [Дмитрий Шолохов]
Добро пожаловать в реальный
мир [Максим Райскин]