В саду Фонтанного дома проходит выставка "Сад Скульптуры и Отдыха",
которая является частью проекта "Живая архитектура", задуманного
и осуществленного совместными усилиями Центра Культуры и Искусства "МедиаАртЛаб"
(Москва) и Музеем Анны Ахматовой (Петербург) при поддержке благотворительного
Фонда Владимира Потанина. В выставке приняли участие около сорока художников
из Петербурга и Москвы, которые поддержали идею создания "живой
архитектуры" или "легкой скульптуры" и ее помещения не
в стерильную обстановку современного выставочного зала, а непосредственно
в городскую среду, зачастую агрессивную по отношению к любому искусству,
а не только "живому" или "легкому".
Большая часть объектов, расположенных на территории сада, сделаны из
непривычных для открытого экспонирования и непрочных материалов - полиэтилена,
пластика, синтетического шелка, поролона, веревок и реек, фанеры и пенопласта.
В поисках мотивов художники обращались к садово-парковому искусству
18 века, слегка иронизируя по поводу привязанности сентиментальных предков
к беседкам и уединенным домикам - "Белый чум" Татьяны Игумновой,
"Атрибуция" Елены Губановой и Ивана Говоркова и настоящая
разборная "Беседка" Владимира Загорова. О том же - зеленая
мягкая "Ваза" (Павел Игнатьев, Наталья Пивко, Денис Прасолов),
"Хариты" (Надежда Зубарева) - сваренные из тонкой белой проволоки
тени классических парковых скульптур, и гипсовая "Муза поэтического
сада" (Тигран Никогосян).
Другим художникам был милее и ближе парк детства, который во всех городах
Советского Союза всегда назывался ЦПКиО: оттуда - ракета "Россия"
на колесиках (объект Петра Швецова), и полуодетые манекены Виталия Пушницкого,
у которых ноги заменены арматурой, "Память сада" - скульптурная
аллюзия "на наше счастливое детство в социалистическую эпоху".
В день открытия выставки даже прошла акция, посвященная паркам нашего
детства - Инна Позина сотворила "икрометное" искусство: в
небо поднялась огромная полиэтиленовая рыба, до отказа набитая воздушными
шарами.
Но не все из художников обратились к теме парка или сада. В саду Фонтанного
дома были выставлены объекты, которые без каких либо смысловых потерь
можно было бы перенести в лес или в горы, - это "Письма для неба"
Владимира Игумнова, "Пейзаж, явившийся среди деревьев" Григория
Молчанова и "Второе нашествие марсиан" Александра Подобеда.
В проекте Подобеда, по собственному признанию автора, нет ничего от
инопланетян, НЛО и галактических цивилизаций: на огромном клене "бесшумно
вращаются похожие на елочные игрушки установки прозрачных perpetum mobile"
- воздушные гондолы из деревянных реек и белого шелка.
За месяц, в течение которого будет функционировать выставка, некоторым
из объектов будет позволено разрушиться, другие - под воздействием погоды
или гуляющих в парке детей будут изменяться, и только несколько "вечных",
переживших и атмосферное воздействие и народное внимание, вернутся обратно
в мастерские.