Rambler's Top100

24.05.2002
Актуальное искусство

"Легкая скульптура" между жизнью и смертью
[Елена Невердовская]

В саду Фонтанного дома проходит выставка "Сад Скульптуры и Отдыха", которая является частью проекта "Живая архитектура", задуманного и осуществленного совместными усилиями Центра Культуры и Искусства "МедиаАртЛаб" (Москва) и Музеем Анны Ахматовой (Петербург) при поддержке благотворительного Фонда Владимира Потанина. В выставке приняли участие около сорока художников из Петербурга и Москвы, которые поддержали идею создания "живой архитектуры" или "легкой скульптуры" и ее помещения не в стерильную обстановку современного выставочного зала, а непосредственно в городскую среду, зачастую агрессивную по отношению к любому искусству, а не только "живому" или "легкому".
Большая часть объектов, расположенных на территории сада, сделаны из непривычных для открытого экспонирования и непрочных материалов - полиэтилена, пластика, синтетического шелка, поролона, веревок и реек, фанеры и пенопласта. В поисках мотивов художники обращались к садово-парковому искусству 18 века, слегка иронизируя по поводу привязанности сентиментальных предков к беседкам и уединенным домикам - "Белый чум" Татьяны Игумновой, "Атрибуция" Елены Губановой и Ивана Говоркова и настоящая разборная "Беседка" Владимира Загорова. О том же - зеленая мягкая "Ваза" (Павел Игнатьев, Наталья Пивко, Денис Прасолов), "Хариты" (Надежда Зубарева) - сваренные из тонкой белой проволоки тени классических парковых скульптур, и гипсовая "Муза поэтического сада" (Тигран Никогосян).
Другим художникам был милее и ближе парк детства, который во всех городах Советского Союза всегда назывался ЦПКиО: оттуда - ракета "Россия" на колесиках (объект Петра Швецова), и полуодетые манекены Виталия Пушницкого, у которых ноги заменены арматурой, "Память сада" - скульптурная аллюзия "на наше счастливое детство в социалистическую эпоху". В день открытия выставки даже прошла акция, посвященная паркам нашего детства - Инна Позина сотворила "икрометное" искусство: в небо поднялась огромная полиэтиленовая рыба, до отказа набитая воздушными шарами.
Но не все из художников обратились к теме парка или сада. В саду Фонтанного дома были выставлены объекты, которые без каких либо смысловых потерь можно было бы перенести в лес или в горы, - это "Письма для неба" Владимира Игумнова, "Пейзаж, явившийся среди деревьев" Григория Молчанова и "Второе нашествие марсиан" Александра Подобеда. В проекте Подобеда, по собственному признанию автора, нет ничего от инопланетян, НЛО и галактических цивилизаций: на огромном клене "бесшумно вращаются похожие на елочные игрушки установки прозрачных perpetum mobile" - воздушные гондолы из деревянных реек и белого шелка.
За месяц, в течение которого будет функционировать выставка, некоторым из объектов будет позволено разрушиться, другие - под воздействием погоды или гуляющих в парке детей будут изменяться, и только несколько "вечных", переживших и атмосферное воздействие и народное внимание, вернутся обратно в мастерские.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100