Приставка
"пост" – без сомнения, принадлежность прошлого века, элемент
или деталь отработавшего колеса истории. Но она до сих пор функционирует,
ее присоединяют к словам, ею обозначают понятия, с помощью нее описывают
явления. В науке, литературе, современном искусстве. За примером далеко
ходить не надо - на этой неделе в Берлине закрывается выставка "Приватизации",
осуществляемая ЦКМ (Карлсруэ) в рамках исследовательского проекта
«The Post-Communist Condition». Экспозиция долженствует продемонстрировать
европейскому сообществу расставленные точки над "i": вот
так повлиял советский коммунизм на страны и народы Восточной Европы,
вот так – закат коммунистической эры, а вот тут уже проглядывает росток
глобализации, здесь же рассыпаны плевелы настоящего рынка. За "i"
в данном случае – искусство России, Польши, Югославии, Сербии, Болгарии,
Казахстана и Украины. Среди тех, кто расставлял – профессор Борис
Гройс, кураторы и критики Екатерина Деготь, Борис Михайлов, Михаил
Рыклин, Андрей Фоменко.
Искусство, выставленное в Берлинском Kulturwerke, - само из уже отдалившегося
"пост", пост-коммунистических, пост-диссидентских 90-х.
Состоявшееся, музейное. "Мусульманский" проект АЕС, видео
Чернышевой, Гутова, Осмоловского. Украинские снимки Михайлова - варианты
других, не единожды демонстрировавшихся, вышедших отдельной книжкой
и даже получивших приз в виде первой негосударственной русской премии
в области современного искусства от General Satellite. Кроме художников
с бывшей некогда одной шестой, свои произведения – утопические, провокационные,
идеологические и т.д. – представили Саня Ивекович (Югославия), Алла
Георгиева (Болгария), Недко Солаков, Андрей Ужика (Румыния), А. Жмиевский
(Польша).
Точкой сборки "Приватизации" назначен некогда случившийся
перелом, отсчет ведется от прошлого, произошедшего, и складывается
такое впечатление, что - от неизменного. Потому что "раскрывают
тему" одни и те же имена под постоянным углом зрения: ни шага
в сторону от намеченного нонконформистами и диссидентами пути, ни
одного "молодого" автора – по крайней мере, среди российских.
Напоминает это научно-исследовательские институты времен социализма,
служащие верой и правдой одной "школе", постепенно превращающиеся
в богадельню. Похоже, что самое время появиться андеграунду второй
степени, неоквартирникам и неодиссидентам, прорывающим блокаду идеологически
выверенных чиновников от современного искусства и законсервированного
академизма актуальных историков и арткритиков.