Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

24.07.2004
Артишок

Танго в индустриальную ночь
[Елена Невердовская]

Индустриальный музей ВестфаллииКаждый, изучавший в школе географию и историю, должен помнить, что такое Рур, Рурский угольный бассейн, индустриальный Рур-Гебит. Должен, но не помнит, - обычное дело. Но что-то такое сохранилось в памяти – черный квадратик на карте Европы, лес нарисованных труб, беспросветная ночь тяжелой промышленности. Оказывается – это все вчерашний день.
Бывшие индустриальные гиганты, отравляющие мир шлаками и зловонными газами, превратились в заповедники, экологически-чистые оазисы, памятники истории, архитектуры и культуры. Угольные насыпи покрылись зарослями разнотравья, на крышах батарей, в щелях кирпичных труб зазеленели березовые рощи, заводские водоемы стали настоящими прудами с камышами, белыми кувшинками и золотыми рыбками. Размером один такой завод вполне можно сравниться с несколькими пригородными петербургскими дворцами. Например, Kokerei Hansa – углеперерабатывающий комбинат площадью 32 гектара – был построен в 1927 – 1928 годах дважды переживал свой звездный час (в 1938 – 1942, затем в 1960-е). Когда-то одновременно на этой территории работали более 1000 человек. Сейчас - это застывшие конвейеры, пустые бездонные бункеры, остановившиеся цеха. Еще не руины, но… Можно было бы сказать, все к тому идет, - если бы завод находился на территории России, то это утверждение было бы чистой правдой. Но к счастью, Kokerei Hansa, как и многие другие индустриальные гиганты, - часть Рура, того самого черного квадратика на школьной карте Европы.
В 1981 году в Рурской области на территории и в зданиях знаменитой шахты Zeche Zollern был организован Индустриальный музей Вестфалии, около 10 лет назад был учрежден Фонд по охране памятников индустриальной истории и культуры, который расположился при входе в Kokerei Hansa, не так давно выдающееся сооружение Zeche Zollverein Schacht XII, заслужившее в 1930-е годы звание "красивейшей шахты мира", стало центром культуры, искусства и дизайна. Очевидно, что в свой звездный час Рур не был просто скоплением разрозненных рудников, шахт и заводов, - все и вся было завязано в узел, объединено в сеть с помощью транспортной инфраструктуры, функционирующей с точностью часового механизма. Этот же ход был использован для сохранения в живых памятников индустриальной культуры – четыре года назад впервые появился фестиваль "Ночь индустриальной культуры "Extraschicht", объединивший в единое целое остановившиеся заводы, закрытые шахты, доки и депо.
"Schicht" в переводе с немецкого значит "смена". Обычно на предприятиях тяжелой промышленности работали в три смены: дневную, вечернюю и ночную. Новую жизнь заводам дает Extraschicht – добавочная смена. Один раз в год, в ночь с 10 на 11 июля, 35 предприятий в 17 городах Рура становятся центрами насыщенной культурной жизни – более ста тысяч человек, забыв про сон и ленивый отдых, вооружившись программами концертов, спектаклей, перформансов, транспортными схемами и расписанием автобусов и электричек, отправляются в паломничество в бывшие Мекки индустрии. Единый билет на всю ночь, на все мероприятия, на любой транспорт, включая даже речные пароходики, упрощает дело. Заряд бодрости, необходимый на то, чтобы продержаться до утра и не пропустить ничего из экстраординарного, пополняется по мере посещения этнически-разнообразных кабачков, открытых при компрессорных цехах, у входов на шахты, среди исторической заводской застройки. Есть все – от немецких колбасок до греческих креветок, от баварского пива до критского вина.
Простота и удобство, сытость и отсутствие жажды – это, конечно, замечательные бюргерские радости, но не каждый ради них покинет домашний уют. Привлекает не комфорт, ясное дело – это просто необходимый элемент и повседневной и праздничной немецкой жизни, – а контраст, экзотичное сочетание индустриального ландшафта и современного искусства, музыки, театра. Сиртаки среди компрессоров, танго на фоне шахты, специально отрежиссированные для реальных декораций представления танц-театров. Инсталляция "Соленое и сладкое" Ильи и Эмили Кабаков в соляном хранилище Kokerei Zollverein, световые представление "Сады воспоминаний" израильского художника Дани Каравана прямо на берегу Рейна в Дуйсбурге. Для пресыщенных искусством предлагаются и другие радости. Например, экскурсии в святая святых индустрии – в недра угольного гиганта или доки и верфи на Рейне.
Сложно представить себе такую прогулку по бывшему советскому заводу, имевшему такую же роль в военной истории, как рурские гиганты. Трудно или попросту невозможно проникнуть на российский погибающий или уже погибший завод. Такие попытки были в Петербурге: инициированные художниками из Манчестера художественные акции в Новой Голландии и фабрике "Красное знамя", устроенная ГЦСИ вечеринка в трамвайном парке на Васильевском острове. Но все они, в конечном итоге, кончались, едва начавшись, и часто напоминали развлечения скучающего денди. Что же говорить о запредельных столицам землях? Известия о "черных квадратиках и треугольниках с карты бывшего Союза" черпаются из телевизионных новостей. Не в пример немецким – траурные.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2021
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100