Каждый,
изучавший в школе географию и историю, должен помнить, что такое Рур,
Рурский угольный бассейн, индустриальный Рур-Гебит. Должен, но не
помнит, - обычное дело. Но что-то такое сохранилось в памяти – черный
квадратик на карте Европы, лес нарисованных труб, беспросветная ночь
тяжелой промышленности. Оказывается – это все вчерашний день.
Бывшие индустриальные гиганты, отравляющие мир шлаками и зловонными
газами, превратились в заповедники, экологически-чистые оазисы, памятники
истории, архитектуры и культуры. Угольные насыпи покрылись зарослями
разнотравья, на крышах батарей, в щелях кирпичных труб зазеленели
березовые рощи, заводские водоемы стали настоящими прудами с камышами,
белыми кувшинками и золотыми рыбками. Размером один такой завод вполне
можно сравниться с несколькими пригородными петербургскими дворцами.
Например, Kokerei Hansa – углеперерабатывающий комбинат площадью 32
гектара – был построен в 1927 – 1928 годах дважды переживал свой звездный
час (в 1938 – 1942, затем в 1960-е). Когда-то одновременно на этой
территории работали более 1000 человек. Сейчас - это застывшие конвейеры,
пустые бездонные бункеры, остановившиеся цеха. Еще не руины, но… Можно
было бы сказать, все к тому идет, - если бы завод находился на территории
России, то это утверждение было бы чистой правдой. Но к счастью, Kokerei
Hansa, как и многие другие индустриальные гиганты, - часть Рура, того
самого черного квадратика на школьной карте Европы.
В 1981 году в Рурской области на территории и в зданиях знаменитой
шахты Zeche Zollern был организован Индустриальный музей Вестфалии,
около 10 лет назад был учрежден Фонд по охране памятников индустриальной
истории и культуры, который расположился при входе в Kokerei Hansa,
не так давно выдающееся сооружение Zeche Zollverein Schacht XII, заслужившее
в 1930-е годы звание "красивейшей шахты мира", стало центром
культуры, искусства и дизайна. Очевидно, что в свой звездный час Рур
не был просто скоплением разрозненных рудников, шахт и заводов, -
все и вся было завязано в узел, объединено в сеть с помощью транспортной
инфраструктуры, функционирующей с точностью часового механизма. Этот
же ход был использован для сохранения в живых памятников индустриальной
культуры – четыре года назад впервые появился фестиваль "Ночь
индустриальной культуры "Extraschicht", объединивший в единое
целое остановившиеся заводы, закрытые шахты, доки и депо.
"Schicht" в переводе с немецкого значит "смена".
Обычно на предприятиях тяжелой промышленности работали в три смены:
дневную, вечернюю и ночную. Новую жизнь заводам дает Extraschicht
– добавочная смена. Один раз в год, в ночь с 10 на 11 июля, 35 предприятий
в 17 городах Рура становятся центрами насыщенной культурной жизни
– более ста тысяч человек, забыв про сон и ленивый отдых, вооружившись
программами концертов, спектаклей, перформансов, транспортными схемами
и расписанием автобусов и электричек, отправляются в паломничество
в бывшие Мекки индустрии. Единый билет на всю ночь, на все мероприятия,
на любой транспорт, включая даже речные пароходики, упрощает дело.
Заряд бодрости, необходимый на то, чтобы продержаться до утра и не
пропустить ничего из экстраординарного, пополняется по мере посещения
этнически-разнообразных кабачков, открытых при компрессорных цехах,
у входов на шахты, среди исторической заводской застройки. Есть все
– от немецких колбасок до греческих креветок, от баварского пива до
критского вина.
Простота и удобство, сытость и отсутствие жажды – это, конечно, замечательные
бюргерские радости, но не каждый ради них покинет домашний уют. Привлекает
не комфорт, ясное дело – это просто необходимый элемент и повседневной
и праздничной немецкой жизни, – а контраст, экзотичное сочетание индустриального
ландшафта и современного искусства, музыки, театра. Сиртаки среди
компрессоров, танго на фоне шахты, специально отрежиссированные для
реальных декораций представления танц-театров. Инсталляция "Соленое
и сладкое" Ильи и Эмили Кабаков в соляном хранилище Kokerei Zollverein,
световые представление "Сады воспоминаний" израильского
художника Дани Каравана прямо на берегу Рейна в Дуйсбурге. Для пресыщенных
искусством предлагаются и другие радости. Например, экскурсии в святая
святых индустрии – в недра угольного гиганта или доки и верфи на Рейне.
Сложно представить себе такую прогулку по бывшему советскому заводу,
имевшему такую же роль в военной истории, как рурские гиганты. Трудно
или попросту невозможно проникнуть на российский погибающий или уже
погибший завод. Такие попытки были в Петербурге: инициированные художниками
из Манчестера художественные акции в Новой Голландии и фабрике "Красное
знамя", устроенная ГЦСИ вечеринка в трамвайном парке на Васильевском
острове. Но все они, в конечном итоге, кончались, едва начавшись,
и часто напоминали развлечения скучающего денди. Что же говорить о
запредельных столицам землях? Известия о "черных квадратиках
и треугольниках с карты бывшего Союза" черпаются из телевизионных
новостей. Не в пример немецким – траурные.