24.11.2001
Выставки
Портрет гонимого искусства
Екатерина Лазарева
|
|
В Московском Музее Современного Искусства 21 ноября открылась
выставка "Нонконформисты. 1955-1985" из известной коллекции
кельнской четы Кенды и Якоба Бар-Гера. Коллекция уже показывалась в
1996 г. в Русском Музее и Третьяковке, а ее новый приезд в Москву после
большого турне по десяти городам Европы (предыдущим пунктом назначения
был Самарский областной художественный музей, а до него - немецкий Markishes
Museum Witten) называют "прощальным" - дело в том, что коллекция,
вероятно, скоро будет передана в специально создаваемый четой Бар-Геров
в израильском городе Раанане Музей гонимого искусства (International
Museum for Persecuted Art).
Интерес Бар-Геров к советскому искусству нон-конформизма, т.н. "второму
авангарду", продиктован, прежде всего, перипетиями их судьбы. Кенда,
уроженка Лодзи, в детстве пережила ужасы немецкого концлагеря, а Якоб,
рожденный на Западной Украине, пережил сталинскую, а затем фашистскую
оккупацию. Кроме русского искусства 20-х годов и "второго авангарда"
в коллекции Бар-Гера представлено немецкое и испанское искусство с 20-х
гг. - сами Бар-Гера называют свое собрание укомплектованной "коллекцией
гонимого искусства".
Интересно, что работы советских нонконформистов чета Бар-Гера начала
собирать в 1967 г. "заочно" - пользуясь услугами чешских посредников
и дипломатической почтой. Наибольшую и часть коллекции Бар-Гера составляют
фотографии, на которых запечатлены многие события и герои того, уже
ставшего легендарным, времени квартирных, запрещенных и полуразрешенных
выставок. Среди авторов снимков - известные отечественные фотографы
Сергей Борисов, Лев Мелихов, Игорь Мухин, отец и сын Пальмины.
На новой выставке фотографии сгруппированы вокруг произведений художников,
в числе которых Леонид Борисов, Эрик Булатов, Франциско Инфантэ, Илья
Кабаков, Дмитрий Краснопевцев, Валентина, Евгений и Лев Кропивницкие,
Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Оскар Рабин, Олег Целков, Иван
Чуйков и мн. др..
Несмотря на подобную соподчиненность, остается ощущение, что главное
на выставке - именно фотографии, и не только из-за того, что их в десять
раз больше (400 фотографий вокруг 40 произведений живописи и графики).
Мастерские и кухни, долгожданные выставки, встречи, дружбы и разговоры
кажутся гораздо значительнее получившегося в остатке художественного
продукта. А к знакомым молодым и счастливым лицам художников менее всего
подходит определение "гонимых".
Адрес: Москва, ул. Петровка, 25. Выставка продлится до 17 декабря 2001
г.