Художнику
предложили высказаться, решить один вечный, волнующий многих вопрос
"об отношении пространства художественного произведения к пространству
реальности". Желающих ответить оказалось шестеро: авторы из Германии
- Томас Деманд, Хайди Шпеккер, Сюзанна Брюггер, и из Санкт-Петербурга
- Анна Колосова, Филипп Донцов и Виталий Пушницкий. Результат можно
увидеть на выставке "Пространство реальности - пространство картины"
в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме до 15 декабря.
Когда задана тема, проблема языка отходит на второй план. Первоочередная
задача - содержание, раскрытие темы, совсем как в школьном сочинении.
В названии - три слова: "пространство", "реальность",
"картина". Решение каждого из участников - это перестановка
слагаемых темы, изменение акцентов, потеря старого, поиск нового смысла.
В этой ситуации зритель оказывается в новой роли учителя, проверяющего
сочинение, придирчивого экзаменатора, выискивающего малейший промах,
отход от заданной темы.
Пространство картины
Фотографии Томаса Деманда только на первый взгляд дают картину реальности,
изображают деталь частного интерьера - кухонную раковину с посудой,
стол, заваленный бумагами, зеркало в ванной. На самом деле на снимках
зафиксированы модели реальных интерьеров, созданные из картона по
документальным фотографиям. Дважды - картина, ни разу - реальность.
Есть плоскостное изображение трехмерного мира, реально существовавшего
во времени. Томас Деманд берет эту картину и переводит с плоскости
в пространство, затем картонная модель, собственно "пространство
картины", снова фотографируется и превращается в картину. Перед
зрителем, таким образом, предстает изображение "чистого"
пространства. Нарочито искусственная модель реального интерьера существует
вне времени, вне функций. Но по ней и без присутствия человека, можно
что-то рассказать о владельце стола, хозяине кухни - по картине пространства
можно что-то сказать о реальности.
Картина
пространства
Хайди Шпеккер снимала реально существующие здания, простотой форм,
напоминающие трехмерные геометрические фигуры - кубы, призмы, параллелепипеды.
Последующая компьютерная обработка цветных фото уничтожила мелкие
детали, отсылающие к реальности архитектуры, придала снимкам характер
живописи. В результате всех манипуляций - картина, изображение не
абстрактное, не беспредметное, но условное, отвечающее нашим банальным
представлениям о пространстве, как о системе трех координат X, Y.
Z. Реальность в картине только подразумевается.
Картина
реальности
Игра в стереометрию, к которой Хайди Шпеккер приближалась с помощью
дигитальных технологий, в фотографиях Анны Колосовой стала основным
содержанием. Всю работу за нее сделало пресловутое 300-летие Петербурга,
автору была оставлена роль документалиста. Сложные архитектурные формы
соборов и дворцов благодаря лесам и упаковкам из полиэтилена и сеток
были упрощены если не до идеальных фигур, то хотя бы до композиций
из них. Несколько месяцев накануне юбилея город походил на полигон
для эпигонов главного мирового упаковщика Христо. Но Анна Колосова
результаты чужого труда оценила иначе - реставраторов и строителей,
драпировавших и скрывавших реальность исторических зданий, она назвала
"новыми конструктивистами".
Пространство
реальности
В действительности пространство увидеть или другим каким-то образом
ощутить нельзя. Его можно измерить - чем и занимаются, собственно,
геодезисты и картографы, в арсенале которых не только ряд приборов,
способных всяческими способами получать данные о дальности, высоте
и глубине, но и приемы создания и изучения виртуальной реальности.
Причем более нереальной, чем компьютерная, - стереоскопической. Стереоскопические
модели поверхности земли создаются по аэрокосмическим снимкам. Мнимые
высоты, мнимые реальности измеряются у мнимых зданий, деревьев, гор,
холмов и рек. Величины у всех этих мнимостей - самые настоящие, реальные.
На эту мнимую-действительную территорию картографии зашла Сюзанна
Брюггер. На изображения городов с верхней точки зрения - аэрофотоснимки
или фотографии моделей местности - она наложила псевдоматематическую
сетку, мнимую систему координат. Заимствованные у точной науки методы
исследования - масштабирование, создание схем и таблицы - обнаруживают
на месте подлинной реальности только наши представления о ней.
Картины нет
Нет картины, нет и реальности - есть только наблюдатель, подглядывающий
из своего укромного места, желающий получить хоть толику информации
о мире. Спрятанный в плексигласовую призму человек Филиппа Донцова
вынесен за рамки темы. Он - заключенный в пространстве, по ту сторону
как реальности, так и картины. Если бы он был по эту - он был бы одним
из зрителей. Если бы он был в картине - то его могли бы видеть. Он
- задник холста, потусторонний участник зрелища, не объявляющийся
на сцене.
Есть и другой, выключенный из связи картина-реальность персонаж. Это
Виталий Пушницкий - или сам автор или его "лирический герой",
степень рефлексии в мареве наслаиваемых образов-масок отследить не
так-то просто. В его фотографиях небольших, но исключительно загроможденных,
отсутствует не только реальность (этот факт, очевидно, находится в
рамках авторских намерений), но и пространство. Изображение, выстраиваемое
не логичным, иррациональным образом, отсылает не к сюрреалистической
картине, а к полуфабрикату психоанализа, исследующего подвалы сознания,
существующего в своей системе координат.
Ссылки по теме:
Что есть реальнее
реального? [Надежда Штиль]
За
реализм в искусстве [Максим Райскин]