22
марта в Строгановском музее открылась выставка фотографий "Глаз
диагноста" известного американского врача Дэвида Моровиц. Во вступительном
слове заведующий Отделом Новейших течений Александр Боровский, во-первых,
акцентировал внимание на профессии автора экспозиции, которая, по мнению
выступающего, проявилась и в фотоработах доктора, во-вторых, отнес его
творчество к типично американской фотографии, характеризующейся прямолинейностью,
буквальностью воспроизведения действительности, а не постмодернистскими
играми с образами. И первое и второе утверждения после просмотра выставки
представляются неверными. Причем складывается впечатление, что эти заявления
сделаны исключительно для того, чтобы, установив наличие концепта и
указав место в ряду известных фигур современного искусства, оправдать
экспонирование работ известного врача в Русском музее. Вслед за заведующим
Отдела Новейших течений выступил другой экспонент Русского музея - формалист
Гага Ковенчук, поделившийся с присутствующими своими впечатлениями об
Америке, которые вполне совпадают с тем, что поймал объектив Дэвида
Моровиц. Потом выступил сам доктор, поблагодарив всех друзей, предоставивших
такую чудесную возможность выставиться в Русском музее. В заключении
торжественной части опять подлетел к микрофону Боровский и, забывшись,
начал: "It's O.K…." - и все стало на свои места. Друг всегда
поддержит друга.
Но
все вышесказанное никакого отношения не имеет собственно к фотографиям
Дэвида Моровиц. На снимках 1980-1990-х годов - осколки Америки, зафиксированные
не камерой профессионала, будь то репортер или художник, а фотоаппаратом
дилетанта. Это отнюдь не обвинение в непрофессионализме, а определение
независимости автора от конъюнктуры момента или от требований истории
искусств. Дэвид Моровиц свободен фотографировать или проходить мимо,
он похож на аристократа, который обладает не только образованием, но
и средствами и досугом, чтобы делать то, что представляется ему интересным,
значимым, ценным.
Он снимает геометрию пространства - ее можно увидеть не только в Америке,
он снимает "искусство и боль скученной архитектуры" - Моровиц
этими словами мог бы охарактеризовать и питерские спальные районы. Он
снимает цвет - бочку, расписанную как будто бы любителем Мондриана,
"красное сердце", синие стены, красные буквы "POP"
- "В заброшенном парке развлечений эти три буквы на самом деле
- лишь первая часть рекламы поп-корна. Музыка, колеса обозрения, карусели
- это только воспоминания". Он снимает место, предназначенное для
существования искусства, но пока не запятнанное его жизнью - свежевыкрашенную,
еще не открытую новую галерею, и другое - то, откуда искусство уже ушло,
или даже никогда не бывало - только слово "art" напоминает
о прошлом, оставляя, впрочем, надежду на будущее.
Фотографии, представленные на выставке "Глаз диагноста", интересно
рассматривать именно потому, что Моровиц ничего не диагностирует. Он
наблюдает, делает неспешные заметки, ведет дневник - эта неторопливость
аристократа, образованность профессионала, индивидуальность зрения привлекают
в его работах. Рассматривать его работы - все равно, что читать "Опыты"
Монтеня. Наверное, поэтому на вернисаже американского фотографа Дэвида
Моровиц не было питерских фотографов.