Rambler's Top100

25.03.2002
Выставки

Аристократический дилетантизм американского врача
[Елена Невердовская]

Дэвид Моровиц. Шотландия.22 марта в Строгановском музее открылась выставка фотографий "Глаз диагноста" известного американского врача Дэвида Моровиц. Во вступительном слове заведующий Отделом Новейших течений Александр Боровский, во-первых, акцентировал внимание на профессии автора экспозиции, которая, по мнению выступающего, проявилась и в фотоработах доктора, во-вторых, отнес его творчество к типично американской фотографии, характеризующейся прямолинейностью, буквальностью воспроизведения действительности, а не постмодернистскими играми с образами. И первое и второе утверждения после просмотра выставки представляются неверными. Причем складывается впечатление, что эти заявления сделаны исключительно для того, чтобы, установив наличие концепта и указав место в ряду известных фигур современного искусства, оправдать экспонирование работ известного врача в Русском музее. Вслед за заведующим Отдела Новейших течений выступил другой экспонент Русского музея - формалист Гага Ковенчук, поделившийся с присутствующими своими впечатлениями об Америке, которые вполне совпадают с тем, что поймал объектив Дэвида Моровиц. Потом выступил сам доктор, поблагодарив всех друзей, предоставивших такую чудесную возможность выставиться в Русском музее. В заключении торжественной части опять подлетел к микрофону Боровский и, забывшись, начал: "It's O.K…." - и все стало на свои места. Друг всегда поддержит друга.
Но все вышесказанное никакого отношения не имеет собственно к фотографиям Дэвида Моровиц. На снимках 1980-1990-х годов - осколки Америки, зафиксированные не камерой профессионала, будь то репортер или художник, а фотоаппаратом дилетанта. Это отнюдь не обвинение в непрофессионализме, а определение независимости автора от конъюнктуры момента или от требований истории искусств. Дэвид Моровиц свободен фотографировать или проходить мимо, он похож на аристократа, который обладает не только образованием, но и средствами и досугом, чтобы делать то, что представляется ему интересным, значимым, ценным.
Он снимает геометрию пространства - ее можно увидеть не только в Америке, он снимает "искусство и боль скученной архитектуры" - Моровиц этими словами мог бы охарактеризовать и питерские спальные районы. Он снимает цвет - бочку, расписанную как будто бы любителем Мондриана, "красное сердце", синие стены, красные буквы "POP" - "В заброшенном парке развлечений эти три буквы на самом деле - лишь первая часть рекламы поп-корна. Музыка, колеса обозрения, карусели - это только воспоминания". Он снимает место, предназначенное для существования искусства, но пока не запятнанное его жизнью - свежевыкрашенную, еще не открытую новую галерею, и другое - то, откуда искусство уже ушло, или даже никогда не бывало - только слово "art" напоминает о прошлом, оставляя, впрочем, надежду на будущее.
Фотографии, представленные на выставке "Глаз диагноста", интересно рассматривать именно потому, что Моровиц ничего не диагностирует. Он наблюдает, делает неспешные заметки, ведет дневник - эта неторопливость аристократа, образованность профессионала, индивидуальность зрения привлекают в его работах. Рассматривать его работы - все равно, что читать "Опыты" Монтеня. Наверное, поэтому на вернисаже американского фотографа Дэвида Моровиц не было питерских фотографов.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100