В
галерее "Кино-Фот-703" открылась выставка Пьера Пажара (Франция):
черно-белая фотография, Россия, Украина, конец 1990-х. Одесса, Майкоп,
Ялта, Чита, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский. Не социальный
проект, не политика, не репортаж. Собственно фотография. Кино. Каждый
снимок - как кадр. Фотография, как говорит Пажар, нуждается в зрителе.
Снимки, лежащие в ящиках стола, - мертвы. Изображение живет только
тогда, когда проходит сквозь сознание, интерпретируется. Композиция
- не самоцель. Взгляд, прикованный какой-то деталью, движется вглубь,
в сторону, за, но возвращается к началу, замыкая круг. В результате
зритель сочиняет собственный сюжет, историю, фильм. На замечание о
кинематографичности его снимков, Пажар делится своими планами: он
собирается снимать в России кино, частично документальное, частично
игровое.
Называть вещи, не прибегая к словам
Желающему знать, какой снимок может быть визитной карточкой фотографа
Пажара, Пьер Пажар ответит: "Бельведер в Хабаровске". Потом,
правда, добавит: "Но это, конечно, редукция". Упрощение.
Чтобы описать содержание хабаровской фотографии придется потратить
приличное количество слов, но многословие не приблизит к изображенному
и даже не будет редукцией смысла. Видимость не равна себе самой. Ответ
- по ту сторону освещенных белых колон, за пределами понимания одинокого
персонажа. Тот, кто хочет назвать вещи, не пользуется словами, - просто
воспроизводит жест, наводит камеру и нажимает кнопку, как Пажар.
Бабушка и дедушка подарили мальчику старые "Кодаки", он
много снимал, испытывая удовольствие от процесса. Это было обычное
хобби - не фотография. Интерес к фотографии появился, когда мальчик
задался вопросами о жизни, о судьбе, смерти, когда захотел выразить
свои мысли, выразить вещи, назвать все своими именами. Метафизика.
Отец Пажара был склонен к метафизическим беседам с сыном. Мать не
то, чтобы считала это несерьезным, просто не имела времени заниматься
отвлеченными вещами, слишком много было повседневных дел: встретить,
поприветствовать, помочь, поддержать. Пажар уверен, что в его увлечении
фотографией философия отца и альтруизм матери сыграли не меньшую роль,
чем старые дедушкины камеры. Может быть, кредо: "Рассматривать
первостепенные вещи через призму обыденности".
Когда Пажару было 16 лет к власти пришел Горбачев, его девятнадцатилетие
совпало с падением Берлинской стены. Студент, изучающий фотографию
в Тулузе, не смог остаться на месте, его потянуло в Восточную Европу
- Венгрия, Румыния, Чехословакия. Дальше - Россия, СССР к тому моменту
уже перестал существовать.
"Я открыл Россию в самый разгар путча 2 октября 1993 года. Приехал,
чтобы снять сюжет о студентах Института имени Репина. В то время,
я еще не говорил по-русски. Но судьба распорядилась иначе. Политические
события определили мои дальнейшие действия: я связался с французскими
журналистами и для того, чтобы получить аккредитацию корреспондента
поместил свои фотографии в одно из Парижских агентств. После этого
начал регулярно ездить в Россию, чтобы освещать текущие события, но
очень быстро понял, что трачу время и силы совсем не на то. Я должен
заниматься другим - собственно, фотографией. И я стал делать то, что
вы видите. Но для этого мне потребовалось выучить русский - немного
из книг, в основном на улице. С моей русской аккредитацией я смог
проходить туда, куда хотел. Часто один, иногда с русским другом, который
был моим переводчиком. Особенно важен был русский в районах севера,
где необходимо было объяснять, зачем ты сюда приехал. Как ни странно,
единственными трудностями были покупки билетов на поезд и на самолет
за русские деньги и ночевки в местах, которые не предназначались для
иностранцев".
Петербург французский фотограф Пажар оставил напоследок. Он называет
его парадоксальным: одновременно и самый русский, по крайней мере,
так он воспринимается через историю и литературу, и наименее русский
город в сравнении с другими городами России. Пажар говорит, что Петербург
- это город вне времени. Магический в своем влиянии и трагический
в своей судьбе. Возможно, что эти слова - не более чем комплимент.
Чтобы узнать действительное отношение Пажара к Петербургу, нужно будет
увидеть его здешние снимки, на которых магия города и его судьба предстанут
с ясностью хабаровского бельведера.