Петербургским
зрителям стоит запастись на осень удобной обувью и не стесняющей движения
одеждой - начиная с середины октября им придется принять участие в забеге
традиционного "Петербургского Осеннего Фотомарафона", одного
из самых масштабных городских фестивалей. Марафон проводится в Петербурге
уже пятый год подряд и обычно длится около двух месяцев. Маршрут проложен
через все основные городские выставочные площадки, вернисажи - в качестве
пит-стопов, а вместо медалей - эстетическое удовольствие от созерцания
достижений в современном фотоискусстве.
Описать всю трассу - дело, практически, безнадежное. Маршрут складывается
во многом стихийно, и даже сейчас организаторы "Фотомарафона",
кураторы галереи "ФотоImage" на Пушкинской-10, не знают его
целиком. Пока можно определить лишь отправные точки и основные отличия
нынешнего фестиваля от предыдущих.
Марафон в этом году будет коротким - всего лишь один месяц, чуть ли
не в два раза короче, чем в прошлом году. Кроме того, учитывая предыдущий
опыт - не все зрители выдерживали расстояния и сходили с дистанции в
самом начале, - организаторы проложили основную трассу вдоль Невского
проспекта, "в протяжении галерей которого, - как сообщает пресс-релиз,
- и состоятся все выставки".
Помимо временных и топографических новшеств, фестиваль претерпел изменения
в национальном составе участников. Впервые за три года к организации
подключилось петербургское отделение Гёте-Института, о чем красноречиво
свидетельствует подзаголовок всего фестиваля - "Берлинская осень
в Санкт-Петербурге", а в числе марафонцев появились иностранные
участники - немцы. Таким образом, фотомарафон приобрел все черты международного
художественно-состязательного мероприятия.
Старт
"Фотомарафону" будет дан 15 октября, когда в галерее "Борей"
откроется одна из центральных выставок фестиваля "Великие мгновения
глазами очевидцев" ("Augenblicke Augenzeugen"). Авторы
ее - 9 фотографов из Берлинского фотоагентства "Осткройц"
- запечатлели стремительно изменяющийся Берлин, в котором усилиями современных
архитекторов были стерты последние различия между Востоком и Западом,
а также разрабатывались новые, революционные проекты планировки и застройки.
"Осткройц" - это агентство, которое поставляет фотоизображения
и визуальную рекламу для газет и книжных издательств во всем мире, работают
в нем настоящие профессионалы, так что ставки на него достаточно высоки.
Хотя до абсолютного фаворита гонки они скорее всего дотягивают.
Пока самые большие надежды возлагаются на Регину Шмекен и на ее выставку
"Новый центр" ("Die neue Mitte"), которая откроется
24 октября во флигеле Музея нонконформистского искусства на Пушкинской
10. В Германии эта выставка имела настолько большой успех, что предисловие
в каталоге для нее написано лично министром культуры Германии Юлианом
Нидой-Рюмелином. Причина успеха Шмекен во многом кроется в политическом
подтексте, заключенном в понятие "новый центр". Речь здесь
идет вовсе не о Берлине, как новом центре объединенной Германии, но
об уничтожении идеологической стены между Востоком и Западом, правыми
и левыми, а в немецком контексте - между христианскими и социал-демократами.
На снимках Шмекен, работающей в одной из самых авторитетных немецких
газет "Зюддойче цайтунг", запечатлена Германия без границ.
Снимки
Гельмута Коля, яростно выступающего с трибуны с лозунгом "ответственность",
соседствуют с фотографиями Герхарда Шрёдера, принимающего военный парад,
и с совершенно нейтральными, казалось бы, уличными и пейзажными зарисовками.
На одной из таких фотографий можно увидеть вполне себе демократичный
пластиковый стул, брошенный в середине черного вспаханного поля - место,
как можно видеть на снимке, до сих пор остается вакантным.
На скамейке запасных в немецкой сборной - Матиас Вэнер, выставка которого
откроется в 19 октября в галерее "Фотоimage". Называется она
также как роман известного австрийского писателя Роберта Музиля "Человек
без свойств" ("Der Man ohne Eigenschaften"). А увидеть
на ней можно будет автопортреты Вэнера в компаниях различных знаменитостей
- королевы Елизаветы, леди Ди, Френка Заппы, террористки Ульрики Майнхоф,
Супермена, Битлз, Гагарина и так далее. Снимки все, естественно, подделанные,
однако среди запасных Вэнер оказался вовсе не по этой причине, но всего
лишь потому, что его единственная связь с темой Фотомарафона - это Гёте
Институт, который привозит его выставку.
Среди
русских участников наибольшие надежды возлагаются на проект классиков
петербургской черно-белой фотографии Андрея Чежина, Игоря Лебедева,
Александра Китаева и Дмитрия Шубина, которые продемонстрируют зрителям
свое видение Берлина, слегка трансформированное авторскими техниками
фотопечати и монтажа. Их выставка "Берлин. Другой город" откроется
в Музее нонконформистского искусства вслед за выставкой Шмекен.
Бороться
за победу национальной сборной им поможет Олег Янушевский со своим проектом
"Берлинцы: лицом к лицу" в галерее "Дельта". Идея
проекта - запечатлеть ограниченное количество жителей наиболее знаковых
городов планеты, таких как Санкт- Петербург, Берлин, Париж, Лондон,
Нью-Йорк, создав по-настоящему групповой портрет сегодняшнего обитателя
мегаполиса.
Но
кто в результате получит золотые медали сказать пока нельзя, поскольку
неизвестно на чьей стороне будет выступать Катарина Венцль, чья инсталляция
"Kunstlerheim Luise" будет открыта для публики в галерее "Борей"
с 19 октября. Венцль, гражданка Германии, сложилась как фотограф в Петербурге,
где она неоднократно и весьма успешно выставлялась. Отсюда, собственно,
все сомнения.
Однако, есть надежда, что победить нашим марафонцам помогут другие русские
участники. В клубе "Паръ" пройдет показ слайд-фильмов весьма
перспективной группы "Новые основания", в галерее Navicula
Artis 15 октября откроется выставка "Голливуд" Дмитрия Шубина,
а в клубе Fish Fabrik - концерт заводного поп-панка от группы Ber-lin,
больше напоминающий нетрадиционный для фотомарафона бег в мешках. Имена
других участников организаторами пока не разглашаются, дабы соперник
не узнал все козыри до начала забега. Впрочем, лично для меня, принципиального
значения, кто одержит верх в гонке, нет. Ведь как в любом массовом состязании,
главное - не победа, но участие.