25.12.2001
Актуальное искусство
Абстракция для котов
[Надежда Штиль]
Вадим Флягин смотрит на мир глазами кота Самсона. Фото А.Ляшко из
серии "Камуфляж". |
В галерее "Борей" открыта выставка "Abstractio"
одного из идеологов художественного товарищества "Новые тупые"
Вадима Флягина. Под "абстрактным" и даже немного академичным
названием скрывается радикально новая форма художественного рынка, в
которой главными потребителями современного искусства станут не люди,
но животные меньшинства - коты, собаки, черепахи и хомяки. Пока идея
была обкатана на котах.
Казалось бы, нет ничего необычного в том, что Вадим Флягин посвятил
своему "другу коту Самсону" выставку абстрактной живописи.
Мало ли кошачьих выставок - взять, хотя бы весеннюю на чердаке Эрмитажа,
на которой огромные лупоглазые коты Люкшина глазели на живых эрмитажных
кошек (или наоборот - кошки на котов). Только как это им удавалось?
Художник Флягин со свойственной ему "гуманностью" (даже и
это определение звучит слишком уж человечно) и любовью к братьям нашим
меньшим не просто посвятил выставку другу, но и сделал ее в расчете
именно на него, кота Самсона. Художник поместил небольшие, доступные
кошачьему взгляду картинки на уровне человеческой щиколотки, не забыв
при этом про кошачьи радости: установил туалет с чистым песком, корзинку
с подстилкой, миску с молоком. Таким образом, своей экспозицией Флягин
в очередной раз продемонстрировал возможность изменения угла зрения,
и, соответственно этому углу, привычных правил потребления искусства.
Кроме того, назвав свою выставку "Abstractio" (лат. - отвлечение,
удаление), Флягин вернул поистершемуся от многолетнего употребления
понятию "первоначальный" смысл: абстрактное - не есть беспредметное,
но отвлеченное par excellence, т.е. - сама идея искусства. В этом ключе
и стоит рассматривать выставку - как отвлеченную идеальную, невозможную
выставку для кота.