25.12.2001
          Новости культуры
        Портрет как точка сборки русской 
          истории
          [Елена Невердовская]
        На прошлой неделе в Министерстве культуры России состоялась 
          презентация двух недавно приобретенных портретов "Портрет неизвестной 
          молодой женщины" Дмитрия Левицкого и "Портрет Д.С. Яковлевой" 
          Владимира Боровиковского. Возвращение картин стало большим событием 
          для пополнивших свои собрания Русского музея и Третьяковской галереи, 
          которые уже давно охотились за этими живописными полотнами конца XVIII 
          - начала XIX века.
          На презентации возвращенных полотен министр культуры России Михаил Швыдкой 
          высказал мнение (вероятно не столько частное, сколько "государственное") 
          относительно той роли, которую играет портретная живопись XVIII века 
          в истории русского искусства. Портреты, по мнению министра, являются 
          "смыслообразующими для национального собрания".
          В этой связи стоит напомнить одну историю, тем более, что она непосредственно 
          касается портрета кисти Боровиковского. Весной 1905 года в Таврическом 
          дворце под высочайшим его императорского величества государя императора 
          покровительством состоялась историко-художественная выставка русских 
          портретов, подготовленная Дягилевым при содействии Бакста, Бенуа и Лансере. 
          За год до открытия Дягилев объездил всю Россию, посетил многочисленные 
          помещичьи усадьбы, где хранились портреты предков владельцев этих усадеб, 
          обследовал все императорские дворцы и поместья великосветской знати. 
          На выставку попало 2300 работ, 300 привезенных портретов не были выставлены, 
          так как в Таврическом не хватило места. Среди отобранных Дягилевым картин 
          был и "Портрет Д.С. Яковлевой" Боровиковского, который принадлежал 
          тогда петербургскому врачу И. Яковлеву. Репродукцию этого портрета уже 
          напечатали в каталоге выставки, но владелец по какой-то причине отказался 
          от участия, в результате "Д.С. Яковлевой" в экспозиции не 
          оказалось. Позже она была вывезена в Париж. 
          Возвращение картин на Родину благодаря участию правительства выглядит 
          не как простое приобретение материальных ценностей, а как восстановление 
          утраченной справедливости, восполнение исторических лакун. Михаил Швыдкой, 
          наверное, с радостью бы согласился с мнениями критиков начала века: 
          "Дягилевская выставка - собственно не выставка, а Государственная 
          галерея чудная…" (Валентин Серов), или "живой "паркет" 
          своей истории, где каждый квадратик связан с событием…" (В. В. 
          Розанов). Два портрета - это, конечно, не две тысячи, но сути дела это 
          не меняет.