Rambler's Top100

25.12.2001
Новости культуры

Портрет как точка сборки русской истории
[Елена Невердовская]

На прошлой неделе в Министерстве культуры России состоялась презентация двух недавно приобретенных портретов "Портрет неизвестной молодой женщины" Дмитрия Левицкого и "Портрет Д.С. Яковлевой" Владимира Боровиковского. Возвращение картин стало большим событием для пополнивших свои собрания Русского музея и Третьяковской галереи, которые уже давно охотились за этими живописными полотнами конца XVIII - начала XIX века.
На презентации возвращенных полотен министр культуры России Михаил Швыдкой высказал мнение (вероятно не столько частное, сколько "государственное") относительно той роли, которую играет портретная живопись XVIII века в истории русского искусства. Портреты, по мнению министра, являются "смыслообразующими для национального собрания".
В этой связи стоит напомнить одну историю, тем более, что она непосредственно касается портрета кисти Боровиковского. Весной 1905 года в Таврическом дворце под высочайшим его императорского величества государя императора покровительством состоялась историко-художественная выставка русских портретов, подготовленная Дягилевым при содействии Бакста, Бенуа и Лансере. За год до открытия Дягилев объездил всю Россию, посетил многочисленные помещичьи усадьбы, где хранились портреты предков владельцев этих усадеб, обследовал все императорские дворцы и поместья великосветской знати. На выставку попало 2300 работ, 300 привезенных портретов не были выставлены, так как в Таврическом не хватило места. Среди отобранных Дягилевым картин был и "Портрет Д.С. Яковлевой" Боровиковского, который принадлежал тогда петербургскому врачу И. Яковлеву. Репродукцию этого портрета уже напечатали в каталоге выставки, но владелец по какой-то причине отказался от участия, в результате "Д.С. Яковлевой" в экспозиции не оказалось. Позже она была вывезена в Париж.
Возвращение картин на Родину благодаря участию правительства выглядит не как простое приобретение материальных ценностей, а как восстановление утраченной справедливости, восполнение исторических лакун. Михаил Швыдкой, наверное, с радостью бы согласился с мнениями критиков начала века: "Дягилевская выставка - собственно не выставка, а Государственная галерея чудная…" (Валентин Серов), или "живой "паркет" своей истории, где каждый квадратик связан с событием…" (В. В. Розанов). Два портрета - это, конечно, не две тысячи, но сути дела это не меняет.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100