25.12.2001
Новости культуры
Портрет как точка сборки русской
истории
[Елена Невердовская]
На прошлой неделе в Министерстве культуры России состоялась
презентация двух недавно приобретенных портретов "Портрет неизвестной
молодой женщины" Дмитрия Левицкого и "Портрет Д.С. Яковлевой"
Владимира Боровиковского. Возвращение картин стало большим событием
для пополнивших свои собрания Русского музея и Третьяковской галереи,
которые уже давно охотились за этими живописными полотнами конца XVIII
- начала XIX века.
На презентации возвращенных полотен министр культуры России Михаил Швыдкой
высказал мнение (вероятно не столько частное, сколько "государственное")
относительно той роли, которую играет портретная живопись XVIII века
в истории русского искусства. Портреты, по мнению министра, являются
"смыслообразующими для национального собрания".
В этой связи стоит напомнить одну историю, тем более, что она непосредственно
касается портрета кисти Боровиковского. Весной 1905 года в Таврическом
дворце под высочайшим его императорского величества государя императора
покровительством состоялась историко-художественная выставка русских
портретов, подготовленная Дягилевым при содействии Бакста, Бенуа и Лансере.
За год до открытия Дягилев объездил всю Россию, посетил многочисленные
помещичьи усадьбы, где хранились портреты предков владельцев этих усадеб,
обследовал все императорские дворцы и поместья великосветской знати.
На выставку попало 2300 работ, 300 привезенных портретов не были выставлены,
так как в Таврическом не хватило места. Среди отобранных Дягилевым картин
был и "Портрет Д.С. Яковлевой" Боровиковского, который принадлежал
тогда петербургскому врачу И. Яковлеву. Репродукцию этого портрета уже
напечатали в каталоге выставки, но владелец по какой-то причине отказался
от участия, в результате "Д.С. Яковлевой" в экспозиции не
оказалось. Позже она была вывезена в Париж.
Возвращение картин на Родину благодаря участию правительства выглядит
не как простое приобретение материальных ценностей, а как восстановление
утраченной справедливости, восполнение исторических лакун. Михаил Швыдкой,
наверное, с радостью бы согласился с мнениями критиков начала века:
"Дягилевская выставка - собственно не выставка, а Государственная
галерея чудная…" (Валентин Серов), или "живой "паркет"
своей истории, где каждый квадратик связан с событием…" (В. В.
Розанов). Два портрета - это, конечно, не две тысячи, но сути дела это
не меняет.