В четверг в 18:00 в Институте Про Арте (Невская куртина
Петропавловской крепости) состоится лекция Тимура Новикова "Метод
перекомпозиции: теория и практика новых художников в 80-е годы".
В своей лекции Новиков будет говорить об истории новейшего русского
искусства и о предпосылках его возникновения. По его мнению, "80-е
годы стали временем перелома художественной реальности России. Перестройка,
новая Россия, техномузыка, новое телевидение, зародились в это переломное
время. Корни формирования теории и практики современного искусства нужно
искать в 80-х годах". Как утверждает Новиков, уже в 80-е годы были
заметны две основные линии в развитии русской культуры: постмодернистская
пародия, фельетон с одной стороны и перекомпозиция, монтаж с другой.
По мнению Новикова, истоки перекомпозиции уходят в 20-е годы (фундамент
теории заложил Лев Кулешов, основатель теории монтажа), а технологическими
предпосылками для "тотального перекомпозиционирования" стали
новые технические средства - аудио и видео магнитофоны - появившиеся
в 80-е годы.
Однако Новиков не был бы самим собой, если бы не попытался переложить
все вышесказанное на былинный лад. Как не трудно догадаться, под перекомпозией
понимается прежде всего создание новых художественных произведений и
культурных форм на основе использования старых. В данном пункте, ход
мысли Новикова-теоретика поднимается до эпических высот и следует по
колее, проторенной романистом Германом Гессе в романе "Игра в бисер":
Гессе противопоставлял фельетонной эпохе кастальскую эпоху, в которую
материалом и источником вдохновения для художника становятся классические
произведения искусства.