7
апреля на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории
выступит Горан Брегович и его "Свадебный и похоронный оркестр".
Вместе с ним играть и петь будут такие известные восточно-европейские
коллективы, как Познанский струнный оркестр, женский вокальный квартет
"Болгарские голоса" и московский мужской хор "Пересвет".
Впервые в таком панславянском составе знаменитый балканский композитор
выступил в Москве ровно год назад. На двух концертах в Театре им. Моссовета
были исполнены главные хиты - музыка к кинофильмам Эмира Кустурицы,
к французской костюмной драме "Королева Марго", к фильму Микаэляну
"Поезд жизни". Концертное исполнение, как свидетельствует
московская пресса пошло кинематографической музыке впрок: каждая мелодия
получила пролог и эпилог, превратившись таким образом в большое музыкальное
произведение.
Горан Брегович - наполовину серб, наполовину хорват, был руководителем
рок-группы "White Button" ("Белая пуговица"), которая
была популярной в Югославии с середины 70-х годов. В конце 80-х он расстался
с музыкантами и покинул охваченную войной страну. Мировая известность
к Бреговичу пришла в 1989 году благодаря Эмиру Кустурице, предложившему
написать саундтрек к фильму "Le Temps de Gitans" ("Время
цыган" - приз за лучшую режиссуру на Кинофестивале в Каннах). После
ошеломляющей удачи "Ederlezi" ("Время цыган"), он
написал музыку к другим фильмам Эмира Кустурицы: "Arizona Dream"
("Сны Аризоны") - "The Fish Doesn't Think Because The
Fish Knows Everything", "Underground" ("Подполье")
- Танго и "Kalashnikov". А также к фильмам других режиссеров
- "Королеве Марго" и "Поезду жизни".
Именно благодаря Бреговичу и его огромной популярности балканская и
цыганская музыка заняли свое место в европейской современной музыке.
Его цыганский оркестр побывал на гастролях во всех столицах Западной
и Восточной Европы. На концертах они выступали вместе с другими, преимущественно
восточно-европейскими коллективами, исполняли произведения композитора
на разных языках и в различных аранжировках. Результатом этой экспансии
стала общеевропейская мода на балканскую фольклорную музыку, которая
выразилась в проводимых во многих городах фестивалях цыганской музыки.
Самый знаменитый из них проходил в мае 2000 года в престижнейшем лондонском
концертном зале Барбикан. В течение месяца в Лондоне звучала цыганская
музыка. А выступивший на этом фестивале "Свадебный и похоронный
оркестр" заслужил самые восторженные отзывы как критиков, так и
меломанов.