23 марта в галерее Navicula artis открылась выставка Евгения
Залманова "Масштаб 100:1". Представленная экспозиция на время
превратила пространство галереи в краеведческий музей выдуманной страны
или даже материка с расположенными на нем республиками. При более детальном
рассмотрении объектов выяснилось, что музей этот - мемориальный.
Евгений Залманов впервые овеществил утопические фантазии о чужой и неведомой
жизни будучи еще школьником. Детское увлечение затянулось на двадцать
лет (1972-1992), пока не превратилось в искусство. Пластилиновые города,
поселки, институты, музеи сначала создавались как подобие реального
мира - чтобы все было "как на самом деле": лестницы, окошки,
под съемной крышей - мебель, кастрюльки и ведерки, радио и телевизоры,
люди с собаками, кошками и портфелями. Теперь же эти оплывшие от времени
республики, покрытые уже несмываемой пылью, выглядят не как детская
миметическая игра, а как гротескное уменьшенное повторение мира, который
разрушили и даже начали забывать.
Социал-Коммунистическая Республика Санкт-Пьер, Город Порт-Чердак, Сельхозкоммуна
№ 1, фабрика Текстиля, Дом-инкубаторий №1 напоминают о пионерском прошлом
без малейшего умиления, напротив вызывая чувство отвращения и даже страха.
Или, как пишет в тексте буклета куратор галереи Глеб Ершов, "здесь
все - настоящее. Только в масштабе 100:1. Утопия? Футурологическая мифология
городов-государств, представлявшаяся, очевидно, чистой фантазией, оборачивается
сегодня археологией прошедшего времени…"
Как и во всяком краеведческом или мемориальном музее макеты дополняются
обширными архивными материалами: текстами, схемами, пояснительными записками,
чертежами проектов, тетрадями хроник, картами, теософскими сочинениями,
раритетными изданиями. Все эти исписанные мелким почерком листки вряд
ли прочтет хоть один зритель от начала до конца. Но именно они придают
особую реальность той воображаемой жизни, что вместилась в двадцать
лет.