Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

26.03.2004
Актуальное искусство

Нью-Йоркские Pierogi
[Олег Икона]

Armory ShowМарт в Нью-Йорке - месяц весенних катаклизмов, сэйлов и современного искусства. В отличие от других планетных мегаполисов Нью-Йорк в это время гудит, как разбуженный улей, миллионеры спускаются с небоскребов побродить по паркам, на улицы выползают профессиональные нищие, китайский Сохо выкладывает свежий товар на асфальт, а в почти русском Бруклине, эмигранты, не знающие английского языка, стильно режутся в шахматы. В это ветреное и солнечное время город похож на молодой и модный салон, в котором все виды шоу профессионально поставлены на конвейер.
И, конечно же, на этой кипящей событиями площадке, "самой-самой" культурной провокацией является Armory Show - выставка даже не современного, а нового искусства - exhibition of New Art. Называть себя с заглавных букв это шоу имеет полное право, среди 200 галерей доставивших девственный, не музеефицированный и не тронутый языком критиков художественный продукт в культурный центр планеты, нет ни одной, которая бы не подтвердила свою причастность к актуальным, новейшим тенденциям в визуальном искусстве. Само пространство выставки тоже неординарно, павильоны Armory Show - это два огромных блока-пирса, выдающиеся в реку Гудзон на полмили. В них целую неделю, как в закрытой колбе, перевариваются полярные эстетики, капитал, расы и судьбы, перетекая в самую радикальную в мире продажу иллюзий. Все настолько новое и странное, что, на самом деле, никто ничего не понимает. Но довольными остаются все. Кто - продажей и покупкой, кто - опьяняющим сочетанием прекрасного и безобразного, а кто - просто стильной тусовкой, в центр которой почти не попасть.
У Рам Чое. ОбъектВ этом переполненном энергий пространстве ясно прочитывается интервенция японских галерей - их продукт отнимает внимание экзотикой и сделанностью, в отличие от продукта американского, характерного своим размахом и импонирующей безвкусицей, граничащей с веселым безумием. На пятки японцам наступает Шанхай, Пекин и Сингапур. Галерея Hyundai лидирует своими абсолютно hi-tech объектами У Рам Чое, сочетающими безупречную механику с лазерными и 3D эффектами. В десятку самых крутых спокойно влетает и Айдан - единственная русская галерея, прорвавшаяся в клуб радикальных амбиционистов. В этот раз она представлена привычными фотопринтами Мамедова, "заживо" проглоченными американской публикой и объектами Елены Берг, составленными из искусственных ногтей. Не удивляйтесь - все это было продано еще до начала вернисажа. Еще один представитель условной десятки - бруклинская галерея с близким русскому сердцу названием "PIEROGI". Директор, Джое Амрейн, выставила в своем бузе (booth, англ. - выставочная секция) гремучий американо-итало-японский коктейль всех известных арт-медиа - от мини инсталляций до объемных принтов и видео. Особенно запоминающиеся имена: Довн Клементс с ее нетрадиционными бумажными коллажами и Ким Джонс, экспериментирующий со своим телом в стиле арт-деко и вписывающий его в различные среды, например в ситуацию нью-йоркской подземки. Десятка лучших хорошо продается и заправляет всем процессом. Дальше Armory уже некуда - можно дуться и выставляться в Новосибирске, Москве и Берлине, но для того, чтобы делать профи-бизнес, придется лететь на Armory, пирс 90-92, Манхэттен, Нью-Йорк. Это центр арт-процесса и учиться игре в классики можно только здесь.
Довн Клементс. КоллажНью-Йорк "застолбил" за собой право не только на самые низкие в мире цены на одежду, но и на самые высокие цены в современном искусстве. Стоимость одного произведения - от 1000 до 300000 долларов и последняя цифра не является верхним пределом. Капля бронзы, застывшая в неопределенном положении и помещенная в миниатюрный стеклянный бокс равна эквиваленту трех Мерседесов, а серия авторских фотографий тянет на пару вагонов с сосисками марки "Микоян" или водки "Путинка". Все это было бы смешно и наивно, если бы это свежее и еще не распиаренное искусство не приобреталось матерыми коллекционерами и музейщиками, стекающимися в Нью-Йорк со всех пяти континентов. Русскому человеку такие странности принять нелегко, ему гораздо легче купить ящик пива и оторваться по полной программе - "се ля ви", или, сорвав нефтяные бабки, заказать, в конце концов, у голодного студента "Данаю" для спальни и Рубенса для сауны. Зачем ломать голову над изощренной игрой контекстов, если можно тащиться от букета сирени и или русифицированных страшилок в духе Сальвадора Дали…
Параллельно Armory в Нью-Йорке проходит масса других contemporary арт событий. До конца апреля в Whitney музее проходит Whitney Бьеннале, выставка самых свежих произведений американских художников, собранных дотошным жюри со всей разноплеменной Америки. Сама выставка такая же разношерстная и кичевая, но наивная свежесть превращает весь этот хаос в весеннюю мелодию. Здесь случаются и сногсшибательные находки, например, проект художника Джона Мореноса - это небольшой зал с вращающимися проекторами и люминесцентной подсветкой. На стенах зала в манере animation написаны сюжеты из клубной тусовки. Кажется, будто попадаешь в мир распаренных девчонок, экстази и разноцветных коктейлей. Эта инсталляция - прямой выход дизайна на арт-сцену, вторжение искусства в трехмерное пространство. Вторжение тенденциозное, яркое и активное, без заунывного мазохизма видео лобби.
Ким Джонс. ИнстлляцияПод Armory в Нью-Йорке выстраивается все - даже Челси со своими вожаками типа Гагосяна, Александра & Бенина и Murray Guy выстраивают спец-вернисажи, стараясь приобщиться к визуальному сумасшествию ярмарки №1. Челси - это отдельный предмет - несколько лет назад вся ведущая арт-тусовка из Сохо переметнулась туда, в огромный гаражный комплекс, окруженный мясобойнями и холодильными ангарами. Теперь в этом люксовом пространстве, обитает около 100 галерей, представляющих современное искусство со всех сторон света. Стоимость многих contemporary произведений держится на уровне сотен тысяч у.е., зато там вы всегда сможете приобрести последние принты Пола Ньюмана, limited edition объекты Дональда Джадда и весь Пантеон актуальной классики. Купить можно абсолютно все и сразу: Нью-Йорк - город действия, в отличие от полу-условного Берлина или снобистского Парижа. Не говоря уже о припыленном Лондоне.
Мартовские календы в Нью-Йорк Сити - самое активное и эротичное время, парад веселого безумия и скрытого за ним прагматизма. То, что именно нью-йоркские шоу формируют художественный вкус планеты, известно каждому любителю искусства и любому профессионалу. Эта бескомпромиссная рулетка, игра в новые ценности поражает своим размахом, степенью риска и, вместе с тем, отработанной последовательностью. Тот, кто придумывает ритуалы и задает правила, должен быть безупречным игроком, с достаточным запасом капитала и фатальной интуицией. В этом интеллектуальном спорте первые берут от жизни все, оставляя наступающим на пятки имитаторам разгоряченное тело первичной экзотики, возможность "асфальтировать" беговые дорожки и девальвировать первичные цены.

Нью-Йорк - Санкт-Петербург. Март 2004



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100