29
апреля в Русском музее открываются сразу две большие выставки: в Мраморном
дворце в рамках программы "Музей Людвига в Русском музее"
будет представлен полный спектр творчества Бориса Заборова - живопись,
графика, коллаж и даже скульптура, в Инженерном замке покажут живопись
Михаила Рогинского. Кроме общности биографий - оба художника некогда
жили и творили в Советском Союзе, а затем продолжили (или начали с
нуля) в Париже - их объединяет еще и работа с такой тонкой материей,
как память, воспоминание, прошлое. Только авторский подход и глубина
погружения - у Рогинского и Заборова различны.
Борис Заборов был в Советском Союзе удачливым книжным графиком. Но
востребованность художника, блестяще владеющего техникой, наличие
постоянного соцзаказа, по признанию самого Заборова, заводили его
в никуда, в тупик, где не было возможности для самореализации. Подлинно
своим он считал картину, живопись. Возможно, именно в поисках утраченной
на родине возможности быть собой он и поехал в 1981 году в Париж.
Как пишет куратор выставки Владимир Перц: "Процесс самоопределения
был достаточно долог и мучителен: на склонного к рефлексии художника,
сильнейшее давление оказывало современное искусство, о котором он
имел лишь смутное и отрывочное представление и музейное классическое
искусство, знакомое лишь по репродукциям. Это был процесс смены взглядов,
оценок и, одновременно, самоидентификации. Перелом в ситуации произошел,
как вспоминает художник, в процессе разборки привезенного с собой
архива. Случайно он наткнулся на забытые папки с коллекцией старинных
фотографий: среди них были семейные, по в основном случайные, которые
он долго собирал - портретные, групповые, пейзажные, чаще всего кабинетного
формата. "Мой остановившийся взгляд, пройдя сквозь плоскость
изображения, ушел за раму фотографии, как в настежь открытое окно,
в безграничное пространство воспоминаний... Шум Парижа за окном перестал
быть слышен, но слуху открылись далекие шелесты прошедших лет... Это
неожиданно повое понимание воззвало к жизни"." Старая фотография
стала сначала предметом изучения, а затем на долгие годы основой произведений
художника".
Картины Заборова - это живописные римейки старинных фотографий. Монохром,
сепия или прозрачный легкий цвет. Это наслоения и лессировки, имитирующие
потеки отпечатков, сгибы и осыпавшийся пигмент. Это безымянные персонажи,
подростки, дети, взрослые. Застывшие лица, остановившиеся взгляды.
Это додуманные художником за персонажей истории, сюжеты, жития. Это
взгляд из будущего в прошлое, знание о конце и смерти и только предчувствие
жизни. Это чужой сон.
Жанровые
сцены Михаила Рогинского тоже напоминают сны. Сквозь голубую дымку
времени, отделяющего человека от его прошлого, он видит свой город,
дома, служащих, спешащих в свои учреждения, пассажиров трамваем, метро
и автобусов, торговцев на рынке, рабочих за столом. Не бесплотные
тени, но и не реальные люди. Их лица, их жесты стерты. Это - анимация,
приведенное в движение собрание мертвых предметов. Оживший, а затем
остановленный натюрморт. Прошлое Михаила Рогинского - это не безымянные
снимки, это обезличенная, унифицированная хрущевская Москва. В его
картинах начало и конец - неизвестные величины, известное - середина,
сама жизнь, ясная до мелочей, до сетки с палкой колбасы, до кургузого
пальто, подрубленных брюк, тяжелого утюга. Не история, не сюжет (ведь
ничего не происходит), а застывшее существование, зависание между
началом и концом, рождением и смертью.