Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

26.05.2003
Выставки

St-Petersbourg - это Каир
[Елена Невердовская]

К И Беггров Петербург Арка Главного штаба 1822 Раскрашенная литографияВ литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского открыта выставка "Cris de St-Petersbourg" - "Петербургские разносчики и торговцы в литографиях 19 века". Сценки городской жизни 200-летней давности, дополненные живым остроумным диалогом, заставят разувериться в привычном мифе - существовании исключительно города-призрака, надменной и холодной столицы Империи. Произведения российских и иностранных художников представили Музей истории Санкт-Петербурга, Российская национальная библиотека, Пушкинский дом и Театральная библиотека.
Рассказ европейца, возвратившегося из путешествия на Восток - хоть в Египет, хоть в Среднюю Азию, или на полуостров Индостан, - непременно содержит красочные заметки об экзотических торговцах, неуемных зазывалах, шумных разносчиках. Забравшись на ворох яркой одежды, продавец дешевого трикотажа на Тель-Авивском рынке Кармель ловко, как циркач, подкидывает вверх трусы, футболки и купальники: "Мода спустилась с неба!" Иранский продавец тяжелых дынь со свирепостью древнего ассирийского воина требует, чтобы никто не проходил мимо его товара, - миновавший дынный лоток прохожий долгое время чувствует холод затылком и вздрагивает в ожидании удара. Ритмичные выкрики казахского мальчика, зазывающие пассажиров на маршрутное такси, - "Ба-а-арахолка - Саяхат - Зеле-е-еный база-а-ар" - современными художниками превращаются в саундтрек к видеофильму.
Но не все жители Востока склонны превращать экзотику в искусство. Большей части приходится противостоять натиску торговцев, бороться с разносчиками, орущими по утрам: "Сделали на окно маленькой комнаты заглушку, чтобы садисты, выращивающие кислое, б…, молоко, не мешали глубинно спать. А то каждое утро выдумываешь им казни: то наорешь в молоко, то вобьешь гвозди в позвоночник. Сколько раз они были перепилены и удавлены, но, видно, от этого они только крепнут и множатся. Теперь заглушка - и пусть их там теперь хоть перережут, высосут у них молоко" (Сергей Спирихин, "Конина").
Петербуржец, несомненно, чувствует себя вполне европейцем: он живет в цивилизованном городе, где нет ни надоедливых разносчиков, ни кричащих торговцев. Врывающиеся в городской шум вокальные партии и инструментальные композиции уличных музыкантов не могут соперничать с наземным и подземным транспортом. Продавцы с кошелками, рекламирующие вслух пластыри, перчатки, носовые платки, средства от комаров, книги и газеты, рискуют это делать тоже только под аккомпанемент стучащих колес. И этот самый петербуржец даже не осмелится предположить, что когда-то его родной город был своего рода северным Каиром - экзотикой, привлекающей иностранцев.
Путешественника 18 века, как, впрочем, и 19, и даже начала 20-го, прибывшего в столицу Российской Империи, поражали многочисленные торговцы, разносчики - петербургские типы, как сразу их окрестили иностранцы. Их изощренные зазывания, громкие крики были характерной чертой городской жизни. На красочных персонажей обратили внимание чужеземные художники - Карл Кольман, Кристиан Готтфрид Генрих Гейлер, Карл Беггров. Они создали целые серии "Криков и костюмов Петербурга" - маршаны, торгующие щетками и цветами, продавцы рыбы и льда, торговки красным товаром и ягодами. Когда русские жанристы - Александр Орловский, Василий Садовников, Рудольф Жуковский, Игнатий Щедровский - подхватили это направление, рисунки стали сопровождаться текстами, передающими характерный говор, стиль разговора, забавные подробности быта.
"Случалось ли вам когда-нибудь неосторожно забыться у окна и вздрогнуть вдруг всем телом при визгливом возгласе: - По клюковку ягоду… по клюковку! Вот клюква подснежная-манежная… Из города Ростова от барина толстова!" "Ма-а-арожин! - катя перед собой тележку или неся на голове кадушку, пел мороженщик. Селедки гала-ански! - сладенькими голосами звенели селедочницы". Одной из самых необыкновенных фигур был "князь" - старьевщик-татарин. Мужичок в долгополом азиатском кафтане в меховой шапке, из-под которой выглядывала тюбетейка, таскал с собой самый непредсказуемый товар - гитару с оборванными струнами, поношенный мундир, заплывший подсвечник, франтоватый цилиндр. К началу 20-го века разносчиков в Петербурге было около 12 тысяч и каждый находил своего покупателя - каких бы это усилий ему не стоило.
Увидеть "Петербургские типы", "Наших, списанных с натуры" "Волшебный фонарь" 19 века - возможно, а вот услышать "Cris de St-Petersbourg" - нет. Можно только вообразить, разглядывая выставленные в музее Достоевского старинные литографии и акварельные рисунки, - попытаться восстановить по выражению лиц, жестам и позам характер речи, особый тембр голоса, нараспев произносимые слова или выкрики с проглатываемыми окончаниями. Скорее всего, особой печали по поводу исчезновения шумного племени разносчиков никто не почувствует, но некоторую зависть к повседневной театральности прошлого испытает на выставке каждый.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100