В галерее "Navicula artis" (Культурный центр "Пушкинская-10")
только в течение нескольких дней - с 28 по 30 июня и с 5 по 7 июля -
можно будет увидеть выставку Людмилы Беловой "Архив". Ничего,
собственно, необычного. Особенно для нелюбопытных, рационалистов, материалистов
и гностиков - только несколько фотографий безымянных парадных, заключенных,
правда, не совсем в традиционную рамку. Говоря сухим языком арт-критики:
основу экспозиции Людмилы Беловой составили несколько черно-белых фотографий,
найденных в архиве агентства недвижимости. На снимках изображены, так
называемые в Петербурге, парадные лестницы, иначе говоря - интерьеры
подъездов.
12 фотографий автор поместила в объекты-коробочки, снабженные дверным
глазком и аудиоплейером, предоставляющим возможность услышать типичные
звуки "парадных": шаги, стук дверей, обрывки разговоров, шум
воды в батареях, карканье ворон в приоткрытую входную дверь. Снимки
лестниц, находясь в архиве агентства недвижимости, демонстрировали только
реальные подробности возможного места жительства, хотя и обещали скорое
изменение настоящего и пророчествовали о "светлом" будущем.
Но все эти визионерские попытки являлись только рациональным доводом
в пользу того или иного поступка, решения покупать квартиру с такой
входной дверью, с лестницей в шахматную клеточку или с вензелями на
перилах. Людмила Белова помещением изображения в бокс с искривляющим
пространство дверным глазком, куда может заглянуть только один человек,
и звуковым сопровождением, рассчитанным опять-таки, на одного, наделила
банальную фотографию, более того, саму лестницу, пространство "парадной"
символическим смыслом. Заглянув в глазок отдельного ящичка, зритель
попадает в пространство сновидения. Где лестницы - не реальны, а символичны.
Подъем, восхождение обещает новое знание. Погружение в глубину - познание
собственного внутреннего опыта. Открытая дверь влечет не в силу простого
любопытства, а манит как колода карт таро, приоткрывающая завесу над
будущим. Звук, сопровождающий искривленное, ставшее трехмерным благодаря
линзам дверного глазка пространство, не возвращает в действительность,
но, напротив, делает погружение в другую реальность еще более полным.
С каждой новой попыткой проникнуть в другое пространство и время, заглянуть
в будущее, посетитель уже начинает терять надежду, но не терпение. Ни
один дверной глазок не будет обойден, ни одни наушники не будут лежать
без применения. Людмила Белова в конце "пути", "познания"
вознаградит посетителя. Говорят, что во сне нельзя увидеть самого себя.
Так вот, на выставке в галерее "Navicula artis" каждому будет
предоставлена такая возможность. Рядом, в небольшом отдельном помещении
размещена инсталляция, моделирующая привычную, знакомую всем ситуацию:
прихожая, звонок, дверь с глазком, - нежданный гость. Звонок звенит,
не умолкая. Заглянув в глазок, каждый видит себя. Не собственное отражение,
как в зеркале, а со стороны - как во сне.