Rambler's Top100

9.11.2001
Артишок

Джихад по-ярославски
Елена Невердовская

В субботу и в воскресенье сразу несколько десятков человек стали адресатами своеобразных писем: закрытого конверта с чистым листом и белым порошком внутри. Некоторые из обладателей этой корреспонденции, по преимуществу, субботние, оказались настолько любопытны, что не только вскрыли, но и всяческими кустарными способами пытались исследовать содержимое: порошок нюхали, растирали в пальцах, пробовали вдыхать с помощью трубочки, свернутой из чистого листка бумаги. Воскресные же адресаты отнюдь не демонстрировали подобную смелость, граничащую с безрассудством. Они благоразумно отказывались брать в руки запечатанные конверты, объясняя свое нежелание возможной скрытой опасностью. Однако пока никто из непреднамеренных участников акции "Привет из Сибири" (Джихад по-русски), которую устроили ярославские художники, учредители и члены Общества Читателей Письма (О.Ч.П.), не обратился ни в больницу, ни в милицию. Что внушает надежду.
С такой вот ревизии здоровья и здравомыслия питерских горожан начало свою деятельность Общество Читателей Письма, пока еще не зарегистрированное в Петербурге, но желающее обрести легальный статус, а это для Геннадия Ершова и Сергея Калачева, являющихся ярославскими православными масонами, немаловажно. (У масонов постоянно возникают всякие проблемы с легализацией) Но не об этом речь. Они, собственно, приехали в культурную столицу не только как читатели писем, масоны и акционисты, - в рамках V Осеннего Фотомарафона ими был представлен проект "Кто первый?" (Фотография. 1991-2001). Выставку, открытие которой состоялось 20 октября в Галерее 103 на Пушкинской-10, предваряет любопытная история. В Доме Печати провинциального городка располагались одновременно несколько редакций, в том числе, таких газет как "Голос губернатора" и "Губернаторский край". В этих периодических изданиях служили фотографами Геннадий Ершов и Сергей Калачев ("Бобчинский и Добчинский", как называли их коллеги). Снимки их были практически неотличимы, и не только потому, что руководство посылало их на одни и те же съемки, а фотографировали они одни и те же объекты, но и потому, что единый подход к документированию реальности приводил к единственной точке съемки. Разница полученных таким образом кадров была приблизительно такой же, как разница взглядов на один и тот же предмет отдельно правым и левым глазом. Все усугублялось тем, что репортеры делили одну фотолабораторию с единственным столом. В ящике этого стола и хранились все негативы их одинаковых снимков, часто даже сами авторы не могли понять, кому какой принадлежит. Это служило поводом не только ссор и обвинений в плагиате, но даже и судебных разбирательств. Конфликт, с одной стороны, разрешился сам собой, - фотографов уволили из газет. С другой стороны, авторские амбиции Геннадия Ершова и Сергея Калачева не позволили им оставить все так, как оно есть. Выход фотографы увидели в зрительском суде. Пусть беспристрастный судья, оценив все лучшее за десять лет деятельности, вынесет вердикт, кто был первым.
Тщательность осмотра каждой пары фотографий вознаграждается найденными несовпадениями - как в детских головоломках, что-то вроде, "найди десять отличий". Солженицын в "Архипелаге" ГУЛАГе" смотрит более сурово и исподлобья, чем он же в "ГУЛАГЕ Архипелаге", таджик, удирающий от талибов на велосипеде, очень похож (но не более того), на талиба, бросившегося в наступление на том же виде транспорта. Горби и Тарковский на фоне Ильича, Ельцин и бесштанные пацаны, Патриарх Всея Руси и анонимные собутыльники, - при кажущейся одинаковости все снимки различны. Но эта разница все же не позволяет вынести решение и признать одного автором, а другого эпигоном. Зато наводит на мысль, о возможности использования специальных очков, через которые можно увидеть не два снимка, а стереоскопическую модель реальности. В таком случае феномен "Бобчинского-Добчинского" вполне можно было бы использовать, обозначив, например, как "Глаза губернатора" или "Зрение губернатора". При таком подходе удалось бы избежать одноплановости, однобокости "голоса", сменив их на глубину и действительную документальность стереоскопического зрения. Об этом стоит еще подумать.
Как стоит присмотреться к новым технологиям, предлагаемым О.Ч.П., в каком-то смысле, способным дополнить социальное анкетирование: использование провокативных действий, направленных на изучение психического здоровья, социальной адаптированности, реактивной способности современного человека. Тем более, что подобные действия уже использовались в своей практике, как властными структурами ("липовая" бомба в подвале одного рязанского дома), так и частными лицами (порошок в письме уже присылал один океанолог другому, причем для автора это закончилось милицией и штрафом в пятьдесят рублей).
В конце хочется заметить, что когда в марте этого года в "Смене" в статье о кинокартине Геннадия Ершова "Каменный гость Чапаев" высказывалась мысль, что этот ярославский Великий комбинатор, появившись в Петербурге, составит конкуренцию местным деятелям, то подразумевались только художественные. Новый проект затрагивает не только сферу современного искусства, но и сферы СМИ, PR и даже научные области социологии, психологии и психиатрии.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100