Если
вы, прежде чем выйти из дома суммируете число, месяц и год, а потом
вычитает из него сумму цифр собственного года рождения – то вам стоит
зайти именно на эту выставку. Если вы читаете Пелевина и наслаждаетесь
его новомодной "каббалой", то вы тоже не прогадаете. Если
же вам до фени все нумерологические бредни, но у вас есть чувство
реальности, – вам тоже туда: 2 ноября в Новом выставочном зале Музея
городской скульптуры открывается выставка "Концептуальное искусство.
Ханне Дарбовен".
Центральное понятие творчества Ханне Дарбовен - "деятельность",
по крайней мере так комментируют организаторы выставки – Интститут
Гете в Санкт-Петербурге и Институт по связям с зарубежными странами
ifa, или, как она сама говорит, "дело". Такими производственными
терминами обозначается определенный моральный облик, лежащий в основе
художественного самосознания художницы. Ее работа разворачивается
на десятках тысяч листов бумаги, на которые Ханне Дарбовен наносит
числа и линии, приводит цитаты или наклеивает открытки и фотографии.
Отправной точкой своего творчества Ханне Дарбовен считает пребывание
в Нью-Йорке в 1966 - 1968 годах. Художница оказалась предоставлена
самой себе, и рисунок стал ее основным занятием. Ханне Дарбовен в
Нью-Йорке очень повезло: плоды ее замыслов были признаны как именитыми
коллегами-художниками, так и критикой. Она рано получила возможность
участвовать в крупнейших выставках, таких как Биеннале или documenta,
ее произведения оказались в важнейших собраниях - на экспозиции Немецкого
Бундестага в Берлинском Рейхстаге и в Dia Art Foundation в Нью-Йорке.
Идея ее рисунков следует выбранным закономерностям, основанным на
числах. Первое крупное произведение - работа с календарными датами
- появляется в 1968 году. Это было графическое переложение 68-го года
по принципу сумм цифр, который отныне станет основой всех ее графических
композиций и "записей".
Художница действует согласно системе: по заданным принципам построения
комбинаций она соединяет в одном числовом произведении дни, недели,
месяцы, годы и века определенного периода. При этом не имеет значения,
идет ли речь о ее собственной биографии, как в "Бытии 66-68",
или о целом столетии, как в работе "Мировоззрения: 00-99"
для немецкого павильона Биеннале в Венеции. Ханне Дарбовен пишет для
себя свою собственную летопись и рассматривает это как документальную
деятельность.
Если поначалу она занималась фактической передачей истории в хронологическом
порядке, то с 1973 года расширяет набор художественных средств, включая
в работу цитаты из литературных, научных, публицистических источников,
а позже и такие документальные свидетельства как фотографии и открытки.
Лишенная эмоций хронология превращается, как в "Партитуре",
в ангажированную, пристрастную наглядную историю культуры. Не случайно
сравнение с музыкой, к которой Ханне Дарбовен с детства имела склонность.
Действительно, с восьмидесятых годов она переносит свой изобразительный
инструментарий в сферу музыки.
2 ноября, 17.00
Открытие выставки "Концептуальное искусство. Ханне Дарбовен"
Новый выставочный зал Музея городской скульптуры (Невский пр., 179/2)
(в 16.15 состоится экскурсия по выставке для прессы, ведущий - Вернер
Мейер, куратор).
3 - 23 ноября
Выставка "Концептуальное искусство. Ханне Дарбовен"
Новый выставочный зал Музея городской скульптуры (Невский пр., 179/2)
Часы работы выставки: ежедневно, кроме четверга и пятницы, с 11.00
до 17.00
2 ноября, 13.45
Лекция Вернера Мейера "Концептуальное искусство Западной Европы
и США"
Философский факультет СПбГУ, ауд.150, (Менделеевская линия, 5)
Вход свободный
3 ноября, 18.00
Круглый стол "Концептуализм. Судьба идеи и формы художественной
практики". Ведущий - Иван Чечот
Институт ПРО АРТЕ (Петропавловская крепость, Невская куртина, левая
сторона)
К участию в круглом столе приглашены: В. Мейер (куратор), А.Секацкий
(философ), О.Туркина (искусствовед, куратор), С.Савицкий (искусствовед),
А.Хлобыстин (художник).
Вход свободный
6, 20 ноября, 15.00
Экскурсия по экспозиции
Новый выставочный зал Музея городской скульптуры (Невский пр., 179/2)
13 ноября, 15.00
Встреча на выставке. Рассказывает и комментирует Иван Чечот
Новый выставочный зал Музея городской скульптуры (Невский пр., 179/2)