Первые
абстрактные работы Евгения Михнова-Войтенко датируются 1956 годом,
последние - 1988. 32 года служения живописи. В стране Сталина сменил
Хрущев, потом Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев. Оттепель, застой,
последние конвульсии социализма, перестройка. И всё это время художник
вопреки всему разрабатывал свой метод свободной и спонтанной абстрактной
живописи. В 50-х у нас в стране вообще не знали что такое абстрактная
живопись, в начале 60-х с легкой руки Хрущева "абстракционизм"
стал бранным словом, которым клеймили всё, что не вписывалось в социалистический
реализм. В 70-х абстракционизм находит свою нишу во второй культуре,
но он не пользуется особой популярностью у публики, так как его восприятие
и понимание требует достаточно серьёзной предварительной подготовки.
Впрочем, и сегодня абстракционизм остаётся элитарным искусством.
В 1954 году Е. Михнов поступил в Театральный институт на сценографический
факультет. 1956 год (3 курс Театрального института) является переломным
в творчестве Е. Михнова. Он стремительно осваивает возможности абстрактной
живописи. На небольших холстах, чудом сохранившихся, эксперименты
в геометрической абстракции, бесформенной живописи, каллиграфическом
абстракционизме.
Предполагать, что Е. Михнов был хорошо осведомлён о том, что и как
делали художники в Европе и Америке, просто абсурдно. "Железный
занавес" в это время был не проницаем как никогда. "Хрущёвская
оттепель" только проектировалась в кулуарах Политбюро. Михнов
осваивал абстракционизм совершенно самостоятельно, на свой страх и
риск. Но уже здесь проявилась удивительная черта Е. Михнова - он стремительно
открывал для себя технические возможности абстракционизма и различных
его направлений.
В
1956 году Е. Михнов сделал серию совершенно самобытных работ, которую
он назвал "Тюбик". Это огромные холсты 2х3 м., на которые
краска выдавливалась прямо из тюбика. По технике исполнения они приближаются
к "искусству действия", поскольку предварительно представить
такую картину в деталях вряд ли возможно, и она создавалась в процессе
самой работы над ней. В цикле "Тюбик" Е. Михнов предстаёт
как вполне сложившийся и самобытный мастер. По видимому, художник
это внутренне ощутил и с этого времени все свои работы он подписывает
двойной фамилией - Михнов-Войтенко.
В 57 году Е. Михнов обращается к бумаге, которая станет на протяжении
всей его жизни основным материалом его творчества. Это не значит,
что он не работал впоследствии на холсте маслом. В 1960 - 1965 годах
он делает цикл рельефов маслом на холсте. Это темные, монохромные
работы поражают пластической мощью и монументальностью.
Первые
нефигуративные работы на бумаге выполнены Е. Михновым в 57 - 58 годах.
Это - черная и цветная тушь.
Сама техника - тушь по мокрой бумаге - исключает какое либо размышление
в процессе работы. Бумага высыхает в течение нескольких минут и за
это время либо работа должна быть завершена, либо она не состоялась.
Тушь разбрызгивается, наносится кистью или мастихином, но все это
должно быть молниеносной серией жестов, объединенных в структурное
целое. Траектория и динамика движений руки, наносящей тушь на бумагу,
задает в самом общем виде структуру композиции, тогда как качество
бумаги, её влажность, особенности туши определяют живописные и фактурные
особенности произведения.
Показательна трансформация карандаша в творчестве Е. Михнова. В начале
50-х мы видим обычные рисунки карандашом с натуры - фигуры, лица,
обнаженные, автопортрет. В начале 60-х Е. Михнов возвращается к карандашу,
но в другом качестве. Чаще всего он работает плоскостью грифеля, предварительно
вынув его из деревянной основы и зажав между ногтями большого и указательного
пальца. Такой прием позволяет с удивительной чуткостью фиксировать
жест художника, поскольку расстояние между пальцами зажимающими грифель
и бумагой настолько ничтожно, что возникает ощущение - рисует рука,
а не грифель.
С каждым материалом у Е. Михнова складываются особые взаимоотношения,
как с существом наделённым душой. Анимистическое отношение к художественным
материалам обусловлено тем, что в спонтанном творчестве они (материалы)
равноправны с художником. Художник и материалы - лишь актёры, которые
разыгрывают свои роли в драматическом действии-живописи.
В
каком бы материале Е. Михнов не работал - карандаш, тушь, акварель,
гуашь, темпера, соус, масло, эмаль, он добивается поразительных результатов.
Как будто сама госпожа Живопись нашла своё незамутненное воплощение
в его работах. И какой бы материал не брал художник, он исчерпывающе
использует его живописные и пластические возможности. Особенно впечатляют
работы Е. Михнова-Войтенко, выполненные в 70-е и 80-е годы в смешанной
технике (соус, темпера, акрил). Именно этот цикл работ наиболее часто
экспонировался на выставках и известен широкой публике. В этом цикле
художник использует два, три цвета, иногда они монохромные, но он
выявляет в каждом цвете безграничное количество оттенков и нюансов.
Цвет обретает своё подлинное существование. Он звучит как орган Баха,
скрипка Паганини, труба Луи Армстронга, саксофон Бена Уэбстера. Многие
произведения Е. Михнова-Войтенко вызывают музыкальные ассоциации,
а некоторые - действительно навеяны музыкой и посвящены различным
композиторам.
Музыка чистого цвета…
Евгений Михнов-Войтенко на протяжении всей своей жизни избегал конъюнктуры
и политики. Он отказался участвовать в газо-невских выставках, поскольку
они были чрезмерно политизированы. Единственный раз и с большой неохотой
он выставился с газо-невскими художниками в 1976 году в ДК им. С.
Орджоникидзе. Это была первая выставка ленинградского нефигуративного
искусства. Вообще Е. Михнов-Войтенко выставлялся крайне редко и неохотно,
поскольку отдавал себе отчёт в том, что он делал, и крайне ответственно
относился к выставкам. За тридцать два года творческой деятельности
всего четыре персональные выставки в СССР.
Творчество Е. Михнова-Войтенко в самом общем виде можно отнести к
абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия.
Абстрактный экспрессионизм - единственная школа в европейской живописи,
которая довела до логического завершения отказ от рационального планирования
и сознательного контроля процесса творчества, тем самым, освободив
сцену для игры иррациональному, бессознательному, интуитивному. Модель
спонтанного творчества предполагает полное погружение художника в
сам процесс. Джексон Поллок своим творчеством яростно манифестировал
свободу художественного жеста. Евгений Михнов-Войтенко использовал
модель спонтанного творчества как инструмент для сакрализации цвета.
Он подчинил художественный жест созданию полнокровной и тотальной
живописности в рамках абстракционизма.
Ссылки по теме:
Авангард на Неве:
Евгений Михнов-Войтенко [Надежда Штиль]