Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

26.11.2003
Выставки

Художественный жест на службе живописи
[Валерий Вальран]

Евгений Михнов-Войтенко. КомпозицияПервые абстрактные работы Евгения Михнова-Войтенко датируются 1956 годом, последние - 1988. 32 года служения живописи. В стране Сталина сменил Хрущев, потом Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев. Оттепель, застой, последние конвульсии социализма, перестройка. И всё это время художник вопреки всему разрабатывал свой метод свободной и спонтанной абстрактной живописи. В 50-х у нас в стране вообще не знали что такое абстрактная живопись, в начале 60-х с легкой руки Хрущева "абстракционизм" стал бранным словом, которым клеймили всё, что не вписывалось в социалистический реализм. В 70-х абстракционизм находит свою нишу во второй культуре, но он не пользуется особой популярностью у публики, так как его восприятие и понимание требует достаточно серьёзной предварительной подготовки. Впрочем, и сегодня абстракционизм остаётся элитарным искусством.
В 1954 году Е. Михнов поступил в Театральный институт на сценографический факультет. 1956 год (3 курс Театрального института) является переломным в творчестве Е. Михнова. Он стремительно осваивает возможности абстрактной живописи. На небольших холстах, чудом сохранившихся, эксперименты в геометрической абстракции, бесформенной живописи, каллиграфическом абстракционизме.
Предполагать, что Е. Михнов был хорошо осведомлён о том, что и как делали художники в Европе и Америке, просто абсурдно. "Железный занавес" в это время был не проницаем как никогда. "Хрущёвская оттепель" только проектировалась в кулуарах Политбюро. Михнов осваивал абстракционизм совершенно самостоятельно, на свой страх и риск. Но уже здесь проявилась удивительная черта Е. Михнова - он стремительно открывал для себя технические возможности абстракционизма и различных его направлений.
Евгений Михнов-Войтенко. КомпозицияВ 1956 году Е. Михнов сделал серию совершенно самобытных работ, которую он назвал "Тюбик". Это огромные холсты 2х3 м., на которые краска выдавливалась прямо из тюбика. По технике исполнения они приближаются к "искусству действия", поскольку предварительно представить такую картину в деталях вряд ли возможно, и она создавалась в процессе самой работы над ней. В цикле "Тюбик" Е. Михнов предстаёт как вполне сложившийся и самобытный мастер. По видимому, художник это внутренне ощутил и с этого времени все свои работы он подписывает двойной фамилией - Михнов-Войтенко.
В 57 году Е. Михнов обращается к бумаге, которая станет на протяжении всей его жизни основным материалом его творчества. Это не значит, что он не работал впоследствии на холсте маслом. В 1960 - 1965 годах он делает цикл рельефов маслом на холсте. Это темные, монохромные работы поражают пластической мощью и монументальностью.
Евгений Михнов-Войтенко. КомпозицияПервые нефигуративные работы на бумаге выполнены Е. Михновым в 57 - 58 годах. Это - черная и цветная тушь.
Сама техника - тушь по мокрой бумаге - исключает какое либо размышление в процессе работы. Бумага высыхает в течение нескольких минут и за это время либо работа должна быть завершена, либо она не состоялась.
Тушь разбрызгивается, наносится кистью или мастихином, но все это должно быть молниеносной серией жестов, объединенных в структурное целое. Траектория и динамика движений руки, наносящей тушь на бумагу, задает в самом общем виде структуру композиции, тогда как качество бумаги, её влажность, особенности туши определяют живописные и фактурные особенности произведения.
Показательна трансформация карандаша в творчестве Е. Михнова. В начале 50-х мы видим обычные рисунки карандашом с натуры - фигуры, лица, обнаженные, автопортрет. В начале 60-х Е. Михнов возвращается к карандашу, но в другом качестве. Чаще всего он работает плоскостью грифеля, предварительно вынув его из деревянной основы и зажав между ногтями большого и указательного пальца. Такой прием позволяет с удивительной чуткостью фиксировать жест художника, поскольку расстояние между пальцами зажимающими грифель и бумагой настолько ничтожно, что возникает ощущение - рисует рука, а не грифель.
С каждым материалом у Е. Михнова складываются особые взаимоотношения, как с существом наделённым душой. Анимистическое отношение к художественным материалам обусловлено тем, что в спонтанном творчестве они (материалы) равноправны с художником. Художник и материалы - лишь актёры, которые разыгрывают свои роли в драматическом действии-живописи.
Евгений Михнов-Войтенко. КомпозицияВ каком бы материале Е. Михнов не работал - карандаш, тушь, акварель, гуашь, темпера, соус, масло, эмаль, он добивается поразительных результатов. Как будто сама госпожа Живопись нашла своё незамутненное воплощение в его работах. И какой бы материал не брал художник, он исчерпывающе использует его живописные и пластические возможности. Особенно впечатляют работы Е. Михнова-Войтенко, выполненные в 70-е и 80-е годы в смешанной технике (соус, темпера, акрил). Именно этот цикл работ наиболее часто экспонировался на выставках и известен широкой публике. В этом цикле художник использует два, три цвета, иногда они монохромные, но он выявляет в каждом цвете безграничное количество оттенков и нюансов. Цвет обретает своё подлинное существование. Он звучит как орган Баха, скрипка Паганини, труба Луи Армстронга, саксофон Бена Уэбстера. Многие произведения Е. Михнова-Войтенко вызывают музыкальные ассоциации, а некоторые - действительно навеяны музыкой и посвящены различным композиторам.
Музыка чистого цвета…
Евгений Михнов-Войтенко на протяжении всей своей жизни избегал конъюнктуры и политики. Он отказался участвовать в газо-невских выставках, поскольку они были чрезмерно политизированы. Единственный раз и с большой неохотой он выставился с газо-невскими художниками в 1976 году в ДК им. С. Орджоникидзе. Это была первая выставка ленинградского нефигуративного искусства. Вообще Е. Михнов-Войтенко выставлялся крайне редко и неохотно, поскольку отдавал себе отчёт в том, что он делал, и крайне ответственно относился к выставкам. За тридцать два года творческой деятельности всего четыре персональные выставки в СССР.
Творчество Е. Михнова-Войтенко в самом общем виде можно отнести к абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия.
Абстрактный экспрессионизм - единственная школа в европейской живописи, которая довела до логического завершения отказ от рационального планирования и сознательного контроля процесса творчества, тем самым, освободив сцену для игры иррациональному, бессознательному, интуитивному. Модель спонтанного творчества предполагает полное погружение художника в сам процесс. Джексон Поллок своим творчеством яростно манифестировал свободу художественного жеста. Евгений Михнов-Войтенко использовал модель спонтанного творчества как инструмент для сакрализации цвета. Он подчинил художественный жест созданию полнокровной и тотальной живописности в рамках абстракционизма.

Ссылки по теме:


Авангард на Неве: Евгений Михнов-Войтенко [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100