26.12.2001
          Выставки
        "Ибо я не надеюсь увидеть 
          опять"
          [Елена Невердовская]
        
           
              
              Борис Кудряков. Алексей Георгиевич. 1958. | 
          
        
        Выдумать героя, сочинить события, написать об этом книгу 
          - не стоит труда. Оставить свидетельства о реально произошедшем гораздо 
          труднее, еще сложнее оставить вещественную или словесную память о мелочах, 
          первыми выпадающих из воспоминаний. Особенно писателю, который может 
          потратить весь допустимый объем печатных страниц только на описание, 
          скажем, старого двора: шершавых сгнивших досок, запаха дыма и ужина, 
          скрипа двери, - и не добиться желаемого результата. Фотографу, возможно, 
          остановить любое мгновение гораздо проще. Хотя это не совсем так. Визуального 
          образа бывает недостаточно, "ибо иногда" требуются именно 
          слова. 
          В этом можно убедиться, посетив выставку Бориса Кудрякова (Гран Бориса) 
          "Коррелят еловога сада", которая проходит сейчас в Санкт-Петербургском 
          обществе "А-Я". На ней представлена вторая часть книги "Ибо 
          иногда" (первую часть - "Дисциплинарные танцы" - можно 
          было увидеть в 1998 году в галерее "Борей"). Писатель Борис 
          Кудряков - автор множества рассказов, четырех романов и семи пьес, отмеченный 
          Премией Андрея Белого (1979), премией им. отца русского футуризма Д.Д. 
          Бурлюка (1992), премией за вклад в развитие малой прозы от правительства 
          Москвы (1998), - прибегает к помощи фотографии, достоверно подтверждающей 
          события прошлого. Фотограф и художник Борис Кудряков - автор десятка 
          уникальных фотокниг, находящихся в коллекциях ценителей фотографии, 
          участник андеграундных (с конца 1960-х) и официальных (с 1989) художественных 
          и фотовыставок, - записывает сведения о времени и месте съемки, указывает 
          данные о фотоаппарате, которым сделан тот или иной снимок, о пленке, 
          проявителе и фотобумаге. Ибо никогда…
          "Ибо знаю, что время всегда есть время
          И что место всегда и одно лишь место
          И что сущим присуще одно их время
          И одно их место…" (Т.С. Элиот)
          То, что когда-то происходило каждый день или случалось только иногда 
          и представлялось в то время неизменным, а, может, и не заслуживающим 
          внимания - никогда не повторится. Не пьют портвейн и не покупают семипалатинскую 
          колбасу, не гуляют в Стрельне, школьницы не носят больше белые фартуки, 
          а в гостях не обсуждают и не читают запрещенные книги. Кого-то из людей, 
          изображенных на снимках нет в живых, кто-то случайно попавший в кадр 
          так и остался безымянным прохожим. И это появление и исчезновение больше 
          говорит о жизни и смерти, чем документальная история с началом и концом, 
          напоминающая выдуманный роман. 
          "Ибо я не надеюсь вернуться опять
          Ибо я не надеюсь
          Ибо я не надеюсь вернуться…"(Т.С. Элиот)
          "Коррелят еловога сада" - это величина, демонстрирующая взаимную 
          зависимость представления о себе в настоящий момент и воспоминаний о 
          прошлом. То "я", что есть сейчас - это результат прошлой жизни, 
          закончившейся истории, изменившегося времени, исчезнувших мелочей. Одним 
          словом, того, что умерло. Или никогда не было - появилось только благодаря 
          Гран Борису и существует как бесконечная в своем пределе книга "Ибо 
          иногда", свидетельствующая о смерти: "Ибо я не надеюсь вернуться 
          опять…"