26.12.2001
Выставки
"Ибо я не надеюсь увидеть
опять"
[Елена Невердовская]
Борис Кудряков. Алексей Георгиевич. 1958. |
Выдумать героя, сочинить события, написать об этом книгу
- не стоит труда. Оставить свидетельства о реально произошедшем гораздо
труднее, еще сложнее оставить вещественную или словесную память о мелочах,
первыми выпадающих из воспоминаний. Особенно писателю, который может
потратить весь допустимый объем печатных страниц только на описание,
скажем, старого двора: шершавых сгнивших досок, запаха дыма и ужина,
скрипа двери, - и не добиться желаемого результата. Фотографу, возможно,
остановить любое мгновение гораздо проще. Хотя это не совсем так. Визуального
образа бывает недостаточно, "ибо иногда" требуются именно
слова.
В этом можно убедиться, посетив выставку Бориса Кудрякова (Гран Бориса)
"Коррелят еловога сада", которая проходит сейчас в Санкт-Петербургском
обществе "А-Я". На ней представлена вторая часть книги "Ибо
иногда" (первую часть - "Дисциплинарные танцы" - можно
было увидеть в 1998 году в галерее "Борей"). Писатель Борис
Кудряков - автор множества рассказов, четырех романов и семи пьес, отмеченный
Премией Андрея Белого (1979), премией им. отца русского футуризма Д.Д.
Бурлюка (1992), премией за вклад в развитие малой прозы от правительства
Москвы (1998), - прибегает к помощи фотографии, достоверно подтверждающей
события прошлого. Фотограф и художник Борис Кудряков - автор десятка
уникальных фотокниг, находящихся в коллекциях ценителей фотографии,
участник андеграундных (с конца 1960-х) и официальных (с 1989) художественных
и фотовыставок, - записывает сведения о времени и месте съемки, указывает
данные о фотоаппарате, которым сделан тот или иной снимок, о пленке,
проявителе и фотобумаге. Ибо никогда…
"Ибо знаю, что время всегда есть время
И что место всегда и одно лишь место
И что сущим присуще одно их время
И одно их место…" (Т.С. Элиот)
То, что когда-то происходило каждый день или случалось только иногда
и представлялось в то время неизменным, а, может, и не заслуживающим
внимания - никогда не повторится. Не пьют портвейн и не покупают семипалатинскую
колбасу, не гуляют в Стрельне, школьницы не носят больше белые фартуки,
а в гостях не обсуждают и не читают запрещенные книги. Кого-то из людей,
изображенных на снимках нет в живых, кто-то случайно попавший в кадр
так и остался безымянным прохожим. И это появление и исчезновение больше
говорит о жизни и смерти, чем документальная история с началом и концом,
напоминающая выдуманный роман.
"Ибо я не надеюсь вернуться опять
Ибо я не надеюсь
Ибо я не надеюсь вернуться…"(Т.С. Элиот)
"Коррелят еловога сада" - это величина, демонстрирующая взаимную
зависимость представления о себе в настоящий момент и воспоминаний о
прошлом. То "я", что есть сейчас - это результат прошлой жизни,
закончившейся истории, изменившегося времени, исчезнувших мелочей. Одним
словом, того, что умерло. Или никогда не было - появилось только благодаря
Гран Борису и существует как бесконечная в своем пределе книга "Ибо
иногда", свидетельствующая о смерти: "Ибо я не надеюсь вернуться
опять…"