До
3 марта в выставочном зале журнала НоМИ открыта выставка "Страна
чудес. Wonderland", которую авторы - график Сергей Швембергер и
Ренцо Олива, писатель и художник, а по основному роду занятий - итальянский
дипломат, - отнесли к жанру литературно-художественной инсталляции.
Основу экспозиции составил роман Ренцо Оливы "Страна чудес",
опубликованный в 2000 году в журнале "Звезда". Напечатанные
на больших листах кальки фрагменты текста (как на языке оригинала, так
и в переводах) помещены на стенах между графическими листами Швембергера,
представляющими собой безвоздушное, лишенное света символическое пространство,
в котором равноправно пребывают в качестве знаков фразы из романа, маски,
проволочные бесплотные фигурки.
Посетители, чтобы понять, в какой все-таки "Стране чудес"
они оказались, вынуждены читать отрывки романа - монотонные, лишенные
сюжета, истории, диалогов, знаков препинания, часто напоминающие заклинания
или попросту бред. Одним словом, зритель должен превратиться в читателя,
который не способен быстро пробежать глазами текст и воспринять необходимую
информацию, но лишь - вообразить злополучного героя, этого непонятного
Иеро, то влюбленного и дерзкого, то боящегося смерти и читающего предупредительные
знаки во сне. И в какой-то момент наступает понимание того, что авторы
добились своего: читатель попал в роман как в ловушку. Его вырвали из
действительности газетного чтива и детективного транспортного чтения,
вынули из теплой постели, отобрали снотворный роман. В этой "Стране
чудес" очень неуютно, холодно и необходимо постоянно что-то совершать,
чему-то следовать - тексту, картинке, музыке. Музыка, постоянно сопровождающая
выставку, замечается не сразу. Только когда посетитель понимает, что
увяз, он начинает прислушиваться и различает звучащую в искусственно
построенном пространстве музыку ("Capriccio" Сергея Курехина).
После этого все уже кажется рукотворным - и тени от проезжающих на улице
машин, мелькающие на белой стене, и приглушенные голоса за дверью. А
выход из галереи воспринимается как переход из пространства виртуального
в реальное.
Этого эффекта и хотели добиться авторы. Выставка в НоМИ, таким образом,
является удачной попыткой на пути реализации литературно-художественного
проекта в качестве фильма или видео с виртуально-анимационным художественным
наполнением. Возможно, что именно такой комплексный продукт поможет
выжить, так называемому, роману самовыражения, которому все, и даже
сами авторы выставки, пророчат скорую смерть.
Ссылки по теме:
НоМИ
представляет "Страну чудес" [Елена
Невердовская]