27.02.2003
Актуальное
искусство
Cамоощущение художника в момент написания грантовой заявки
[Максим Райскин]
Вряд
ли в настоящее время большинство населения России согласиться назвать
паспорт "штучкой". Это документ, путевка в жизнь, укоренение
в реальности и еще много чего. Одним словом, очень серьезно. Но все
же, есть подозрение, что наступят дни, когда паспорта не будет. И было
такое время, когда паспорта не существовало. Краткий (относительно всей
истории человечества) миг жизни этого бумажного документа Музей истории
Санкт-Петербурга и Институт ПРО АРТЕ посчитали достойным увековечить
выставкой, которая откроется в Невской куртине 17 марта.
В экспозиции будет два раздела. Первый посвящен собственно истории паспорта.
Зрителям предъявят для обозрения всевозможные варианты документов, удостоверяющих
личность. Во второй раздел войдут произведения современных художников,
их рефлексии на тему идентификации, государственной атрибутики, документирования,
архивирования, и - по крупному - вечности истории и быстротечности человеческой
жизни.
Рядом с маленькими красными книжицами, когда-то носимыми в карманах
широких штанин, выставят паспорт полутораметрового размера. Вместо вклеенной
фотографии будет вмонтирован телевизор. На экране замелькает изображение
авторов проекта - цепочка не документальных, но любительских снимков.
От старых пожелтевших до современных "кодаковских". Гражданам
Российской империи, в чьих паспортах не было фотографий, а только описание
внешности, современные художники по словесным описаниям напишут живописные
портреты. Никогда не существовавших зверей - двуглавых орлов, грифонов,
геральдических львов - оживят с помощью видео.
Проекты художников, которые примут участие в выставке, выиграли грантовый
конкурс, объявленный в декабре институтом Про Арте, о котором "Артерия"
уже писала. Результаты конкурса уже подведены,
но имена победителей широкой публике еще не объявлены. Нам удалось узнать
имя только одного победителя - это питерская группа Mak&Moses -
Максим Моисеев (Moses) и Максим Каширский (MAK). Группа образовалась
в сентябре 2002 года и реализует проекты в области видео. Именно им
принадлежит идея проекта "Генная инженерия", в котором геральдические
звери, извлеченные из своего барочного контекста, будут мутировать друг
в друга, создавая, как пишут авторы в грантовой заявке, "ох%енный
эффект квазиреальности". Не знаю как для Института Про Арте, но
лично для меня этой формулировки вполне хватило бы, чтобы присудить
им победу. Более точного определения самоощущения художника в момент
написания грантовой заявки я в своей жизни еще не встречал.
Ссылки по теме:
Мода на
вещи [Елена Невердовская]
Информация об открытом конкурсе
Сайт
института Про Арте