"...И эта связь доподлинно тверда,
покуда ещё можно на конверте
поставить "Ленинград" заместо смерти."
(Иосиф Бродский)
Ситуация: человека нет в живых с октября 1970 г., а письма продолжают
приходить на его имя и по сей день. И не потому, что отправители не
знают о его уже давнем уходе из жизни: просто тот, чьи работы постоянно
отправляются участвовать в мэйл-арт проектах самых разных стран мира,
считается живым и
работающим автором. Так и произошло с петербургским поэтом Леонидом
Аронзоном; он не ходит по земле уже 31 год, а почтовый ящик некогда
его квартиры в доме на углу Литейного и Шпалерной не пустует, - живущие
здесь кинематографисты, отец и сын Феликс и Максим Якубсоны то и дело
вынимают почту: то свежий каталог с публикацией стихов и графики Аронзона,
то анонс - приглашение выслать работы на очередной проект... На конвертах
- марки США и Венесуэлы, Италии и Нидерландов, Югославии и Японии...
И почта не оскудевает...
Сам я впервые открыл для себя поэзию Л.Аронзона осенью 1995 г., познакомившись
с Максимом Якубсоном. Тогда же мне довелось начать систематические занятия
мэйл-артом (mail-art), искусством почтовых отправлений, начавшихся по
сути с ввода в обращение в 1839 г. знаменитой английской марки "черный
пенни". Но как об одном из направлений современного искусства о
мэйл-арте впервые заговорил америкаский дизайнер и поэт-визуалист Рэй
Джонсон в 1962 г. А поскольку по почте можно переслать почти всё, от
открытки до скульптуры, то мэйл-арт можно назвать коконом, включающим
все жанры искусства, нередко выступающими в виде симбиоза с точными
и / или естественными науками. Имея в своем распоряжении несколько экземпляров
сборника поэзии Л. Аронзона, я, полагаясь на свою интуицию художника,
сочиняю коллажи из рисунков и текстов, взятых из этого сборника, и с
лета 1996 г. рассылаю по различным мэйл-арт проектам. Так поэт, при
своей земной жизни опубликовавший лишь одно крошечное стихотворение
в детском сборнике, творчески ожил и начал публиковаться в странах обоих
полушарий Земли. Так называемая смерть в очередной раз потерпела поражение.