Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

27.03.2003
Новости культуры

Фестивали "Арт Коллегии"
[Валерий Вальран]

Валерий ВальранОбщегородские художественные акции - фестивали, биеннале, выставки и т.д. - несомненно, являются следующим уровнем презентации современного искусства по отношению к выставочной деятельности галерей. В определенном смысле их задача - объединить и интегрировать локальные и разрозненные усилия отдельных галерей, художественных групп, школ и других художественных объединений, а сверхзадача - выявить новые идеи, тенденции, направления, приоритеты современной художественной жизни.
"Первое Биеннале новейшего искусства", проведенное "Ариадной" в 1990 году в этом смысле была вполне репрезентативной. На нем были представлены произведения художников и группы, которые на тот момент проводили активную выставочную политику. Причем каждый художник мог выставить до 10 работ, что позволяло представить индивидуальные и групповые стили и тенденции.
"Второе Биеннале новейшего искусства" (1992 г.) было менее интересным, поскольку тот же принцип построения экспозиции не позволил выявить новые тенденции за прошедшие два года. Кроме того, экспозиционные площади на этот раз были значительно меньше, поэтому творчество отдельных художников и групп было представлено менее репрезентативно.
С 1992 года коммерческая деятельность галерей в Петербурге резко снизилась. Многие галереи закрылись, другие - искали формы выживания вне художественного рынка. Не избежала этой участи и "Ариадна". Дальнейшее проведение общегородских художественных акций для неё стало невозможным и она передала эти прерогативы "Арт-Коллегии".
"Арт-Коллегия" - редкий пример плодотворного и длительного сотрудничества художников и частного бизнеса. Идея создания галереи принадлежит художникам, которые до этого активно работали с "Ариадной", но которых по ряду причин не устраивала выставочная политика этой галереи. К. Троицкий, С. Сергеев, Г. Мендагалиев, А. Яковлев, А. Крылов, В. Григорьев и ряд других художников покинули "Ариадну" и создали собственную галерею в 1991 году. Учредителями "Арт-Коллегии" стали два художника - Константин Троицкий, Сергей Сергеев, и два бизнесмена - Наталья Демидова (директор салона "Русский Мастер") и Константин Голощапов, который финансирует деятельность галереи с момента её возникновения и до настоящего времени.
Константин Голощапов никогда не занимался арт бизнесом. Он посещал выставки и покупал те произведения, которые ему нравились. Так как в конце 80-х - в начале 90-х в Ленинграде была одна галерея - "Ариадна", которая проводила мощную выставочную политику, то вскоре К. Голощапов сблизился с художниками этой галереи. Когда ряд художников "Ариадны" - К. Троицкий, С. Сергеев и другие - решили выйти из неё и создать собственную галерею, в которой художественную политику определяли бы сами художники, то К. Голощапов не только поддержал эту идею, но и стал президентом ТОО "Арт-Коллегии".
Поскольку "Арт-Коллегия" не имела своего помещения, то К. Голощапов решил переоборудовать мансарду на Лиговке 64 в выставочный зал. Пока строилась галерея, "Арт-Коллегия" провела ряд художественных акций. Первой крупной городской акцией был выставка "Арт-Коллегия представляет" в Государственном Русском музее (1992 г.) В это же время было осуществлено издание альбомов К. Троицкого, В. Григорьева, А. Крылова, Л. Абрамова.
В 1991 - 1995 годах "Арт-Коллегия", под председательством К. Голощапова организовала и провела художественные выставки в Германии (Аахен, Баден-Баден, Карлсруэ, Гамбург), Франции (Эпонэ), Англии (Клеведон, Челтенхам), Финляндии (Порво), Бельгии (Шерлеруа), а также была участником крупнейших международных акций "Тиас" и "Арт-Токио" (Япония).
Таким образом, галерея "Арт-Коллегия" работала с ядром художников, пропагандируя их творчество в России и за рубежом. Но, помимо этого, "Арт-Коллегия" стала право преемником "Ариадны" в проведении городских фестивалей. К 1994 году активность "Ариадны" резко упала и она не могла финансировать "Третье Петербургское Биеннале". К. Голощапов (президент ТОО "АРТ-Коллегия") взял на себя организацию и проведение биеннале, пригласив в качестве куратора Инессу Виноградову, которая была художественным руководителем первых двух.
В "Третьем Петербургском Биеннале (1994, ЦВЗ "Манеж") участвовало более 230 художников из России, Германии, Австрии, Испании, США. По ленинградским участникам был издан оригинальный альбом, в котором каждый художник оформил собственную страницу (как мог и хотел). В целом это был преимущественно петербургский фестиваль, несколько разбавленный случайными зарубежными участниками. Он показал, в частности, что для проведения масштабных общегородских акций необходимо предварительно разработанная программа, идея, стратегия, которая бы позволила определенным образом структурировать произведения художников в экспозиционном пространстве. В противном случае выставка выглядит случайной и бессмысленной. Кроме того, оказалось, что биеннале уделив основное внимание традиционным техникам (живопись, графика, скульптура), оставило за бортом новые тенденции и новые художественные технологии.
"Четвёртое Петербургское Биеннале" (1996, "Восточная Европа: Spatia Nova", серия международных программ, репрезентирующих новые арт-технологии в новом посттоталитарном пространстве) учло все недостатки предыдущих. К. Голощапов, президент ТОО "Арт-Коллегия", пригласил в качестве художественного директора Дмитрия Шубина, который разработал концепцию биеннале, включающую помимо экспозиций живописи, графики и скульптуры, четыре раздела: компьютерное искусство (куратор - И. Актуганова), видеоарт (М. Эмк), фото искусство (Д. Пиликин), перформанс (О. Егорова). В биеннале участвовали художники из Австралии, Австрии, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Боснии, Германии, Дании, Индии, Испании, Латвии, Литвы, Македонии, Нидерландов, России, Румынии, Словакии, Словении, США, Узбекистана, Украины, Франции, Финляндии, Хорватии, Чехии. В качестве спонсоров выступили 16 российских и зарубежных организации. Экспозиция биеннале располагалась в 15 музеях и выставочных залах города. Был выпущен цветной каталог объемом 16 п.л. Пожалуй, это было самая грандиозная негосударственная общегородская художественная акция с начала перестройки. И, тем не менее, организаторы столкнулись с массой проблем и непредвиденных затрат. Одни только таможенные расходы при получении произведений иностранных художников оказались столь значительны, что на долгое время отбили охоту участвовать в столь масштабных мероприятиях некоторых организаторов и спонсоров биеннале.
С 1997 года "Арт-Коллегия" приступила к осуществлению ряда культурных программ, в которых участвовали художники, фотографы, писатели, поэты, музыканты, философы.
В марте 1998 года в "Арт-Коллегии" был проведен фестиваль "Анатомия современного искусства Санкт-Петербурга", в рамках которого прошло 11 двухдневных выставок (участвовало 267 художников), поэтические чтения, встречи с писателями, музыкальные концерты камерных ансамблей, философская конференция "Петербургский архетип", на которых были представлены различные поколения, направления, школы, группы художников, поэтов, музыкантов, критиков, философов, чьё творчество определяет ландшафт художественной культуры Петербурга. Как следует из названия, данный фестиваль ставил аналитические задачи - проанализировать современное искусство Петербурга и представить его, прежде всего, с точки зрения поколенческих различий.
"Анатомия…" № 2 (1 - 31 марта 1999) ставила своей задачей более детальный анализ - вычленение стилистических доминант в современном петербургском искусстве. В рамках фестиваля прошло 10 трёхдневных выставок, каждая из которых претендовала на манифестацию вполне определённого стилистического единства. Музыкальная программа фестиваля включала десять концертов камерной музыки и выступление театра "Академия тишины". В "Анатомии..№2" принимали участие 83 художника. Первые шесть выставок экспонировали живопись, следующие две - фотографию и на последних двух - были представлены объект, инсталляция, перформанс, видео-арт, перформансный театр.
В 1998 году "Арт-Коллегия" провела Пятое Петербургское Биеннале. Поскольку финансирование практически отсутствовало, то биеннале было решено провести компактно в рамках одной галереи как серию трехдневных выставок и посвятить её одному виду изобразительного искусства. В это время наиболее упешно и интересно в Петербурге развилась художественная фотография. Поэтому биенале представляло фотографию и имела назвние "Осенний фотомарафон". Таким образом, Пятое Петербургское Биеннале оказалось последним, но она мягко перерасла в ежегодные фотомарафоны.
"Осенний фотомарафон - 1998" - первый фотофестиваль в Санкт-Петербурге. В его задачи входило: идентификация различных поколений, школ, направлений, тенденций в фотоискусстве нашего города, демонстрация достижений последних десятилетий, соотнесение их с новейшими течениями, а также аналитическое осмысление этого явления. В его рамках было проведено 23 выставки фотографий XX века, теоретическая конференция и 17 музыкальных концертов и представлений камерных театров. Помимо "Арт-Коллегии" в данном фестивале участвовало 9 музеев и выставочных залов. Завершился фестиваль конференцией - "Искусство фотографии и фотоискусство". По материалам первого фотофестиваля был подготовлен альбом, макет которого до сих пор ждет своего издателя.
"Осенний фотомарафон 1999" по сравнению с аналогичным фестивалем 1998 года расширил своё экспозиционное пространство и значительно увеличил число участников. Выставки проходили в 6 музеях и 7 галереях и выставочных залах города. На 29 выставках было представлено творчество 137 фотографов. Программа фестиваля включала 4 ретроспективные выставки, 9 групповых выставок современных фотохудожников Петербурга, 12 персональных выставок и авторских проекта и 4 международных проекта.
В 2002 году прошел "Пятый осенний фотомарафон", основной блок выставок которого проходил на "Пушкинской 10". В этом году, по-видимому, фотомарафон вернется в "Арт-Коллегию".
Таким образом, "Арт-Коллегия" в 90-е годы провела в общей сложности шесть общегородских художественных акций - два биеннале (если не считать пятого, которое стало первым городским фотофестивалем), две "Анатомии современного искусства" и два "Осенних фотомарафона". Все эти акции организовывались, финансировались и проводились частными лицами и коммерческими организациями. Ни одна государственная структура, ответственная за культуру, не участвовала в данных мероприятиях. Последние четыре акции практически вообще никем не финансировались и проводились за счет энтузиазма и альтруизма кураторов и участников.
Какова эффективность подобного рода художественных акций?
С коммерческой точки зрения - нулевая. Ни одного случая продажи, во всяком случае, с последних четырех фестивалей, где я был куратором. Впрочем, для того, чтобы продавать, нужны соответствующие стратегии и программы. В цели этих фестивалей не входила коммерческая составляющая.
Задачи данных фестивалей были общекультурные и сугубо художественные: аналитические - вычленить и репрезентировать различные поколения, направления, школы и группы художников, выявить стилистические доминанты в петербургском искусстве, теоретически и критически осмыслить "ландшафт" художественной жизни Петербурга; пропагандистские - вовлечь в современный художественный процесс новых художников и заинтересованных зрителей; интегрирующие - соединить в едином пространстве художников, музыкантов, поэтов и их аудитории; стимулирующие - предельно актуализировать и, благодаря этому активизировать художественную жизнь Санкт-Петербурга.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100