Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

27.05.2003
Новости культуры

Петербург без крыши

Манифест

На питерских улицах нужно все время смотреть себе под ноги, чтобы не провалиться в какую-нибудь яму. Но иногда мы поднимаем глаза вверх и смотрим сквозь прохудившуюся крышу на низкое питерское небо.
Небо становится ближе.

Сегодня, в дни, когда неумолимо надвигается помпезное празднование 300-летия Петербурга, самое время задуматься о том, что будет с городом дальше. Официальная культурная политика нашего города проникнута духом затхлого консерватизма. В основном она сводится к реставрационным работам, установлению мемориальных досок и памятников, к спекуляциям на "великой истории и классических традициях". При этом, с 1991 года, то есть с момента возвращения Петербургу его исторического имени, не построено ни одного здания, способного соперничать с ведущими образцами европейской архитектуры, а то, что строится, представляет собой в лучшем случае боязливое эпигонство. За последние 10 лет не возникло ни одного нового влиятельного литературного журнала или газеты; литературная и интеллектуальная активность не имеет публичного резонанса и вынуждена искать себе выхода на Западе или в Москве. Немногим лучше обстоит дело с современным визуальным искусством - здесь унылый пейзаж лишь отчасти скрашивают отдельные инициативы и поддержка иностранных институций.
Риторика "возрождения Петербурга" апеллирует к "началу века", имея в виду, как правило, декоративную, удаленную во времени на безопасное расстояние эстетику "Мира искусств", дягилевской антрепризы, поэтику символистов и акмеистов. Главными брендами культурной и туристической индустрии оказываются овеянные стародавней мифологией "Белые ночи", "Ахматова", "Мариинка" и "Эрмитаж". Так, как будто не было здесь ни Мейерхольда, ни футуристов, ни обэриутов, ни Филонова, ни Бахтина, ни конструктивистской архитектуры… Этот список легко продолжить.
Избыток исторического чувства вырождается в благоговейно-антикварное, некритическое отношение к прошлому и ведет подкоп под современность. А стало быть, подрывает возможность будущего - проекта, наброска, призванного утопически предвосхищать и утверждать грядущее.
Некогда, в качестве новой столицы Российской империи, Санкт-Петербург был именем такого проекта, смелого "броска на Запад". Мы говорим "был", потому что этот проект оказался свернут и заброшен. Несмотря на ряд символических шагов, нацеленных на возвращение Петербургу былого величия, факт остается фактом: городу по-прежнему отводится роль гробницы, усыпальницы, некрополя дворянской, дореволюционной культуры.
Творческих людей не может устраивать подобное положение вещей. Необходимо широкое движение, фронт художников и интеллектуалов, специалистов, занятых культурным производством, всех, чьи интересы лежат не в области мумификации, а в творчестве и обновлении городского пространства. В открытии этого фронта можно опираться на опыт передвижников и ЛЕФа, обэриутов и Ситуационистского Интернационала, наконец, на традиции ленинградского нонконформизма 50-80-х гг.
Люди, к которым мы обращаемся - художники, писатели, музыканты, актеры, интеллектуалы - живут, конечно, насыщенной, своеобразной и интересной жизнью - но только внутри своих узких кружков. Еще с 70-х годов у российской интеллигенции выработалась привычка ухода из публичной сферы, работы в одиночку или маленькими группами. В 90-е эта привычка возродилась, не в последнюю очередь благодаря финансированию западными фондами. Не говоря уже о том, что публичная сфера оккупируется в этом случае безграмотными функционерами, сама художественная (литературная, интеллектуальная) жизнь рискует заглохнуть, не имея каналов самовоспроизводства.
Поэтому мы должны заявить о новом искусстве вслух, на улицах и площадях, совершая публичный - а значит неизбежно конфликтный, политический - жест. Мы, сегодняшние петербуржцы, видим свой город иначе, чем коррумпированные чиновники от культуры. Мы видим его горизонт разомкнутым в будущее.
Мы должны заняться систематическим проектированием городской среды - улиц, домов, скульптур, транспорта, совместных публичных акций, журналов и т.д. Власти Петербурга, со своей стороны, если они хотят возглавлять живой европейский город, а не прошедший цензурную чистку музей, должны обращаться к современным, авангардным художникам при планировании городского пространства. В европейских городах новейшим тенденциям в искусстве легко находится место среди средневековых соборов и черепичных крыш. Новое, молодое искусство, с его ориентацией на шутку, на социальную критику, на прямое действие, секуляризирует город, снимает отчуждение, открывает городское пространство, помогает жителю чувствовать себя в нем вольготно. Радикальное искусство видит улицы там, где консервативное искусство видит стены.
Сейчас нам очень важно объединиться как в позитивной деятельности проектирования, так и в негативном жесте отказа - отказа участвовать в официозном "праздновании" юбилея, с его фестивалями мороженого, соревнованиями по греко-римской борьбе и международной выставкой собак. Мы приглашаем всех, кому небезразлично настоящее и будущее города, объединить наши усилия и организовать серию художественных акций, дискуссий, литературных выступлений, направленных на преобразование городского пространства и осмысление культурной политики. Такое сотрудничество позволит нам по окончании праздничного угара продолжить планомерную работу по обновлению городской среды - открытой среды, без крыш, перекрытий и перегородок. Просим вас откликнуться и написать о своей поддержке.

Дмитрий Виленский
Ольга Егорова (Цапля)
Артемий Магун
Евгений Майзель
Наталья Першина-Якиманская (Глюкля)
Александр Скидан
Кирилл Шувалов

Ссылки по теме:
Зона свободная от Юбилея
Пресс-релиз акции-макабр "Петербург 003, или живая Кровь Петербурга"



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100