На питерских улицах нужно все
время смотреть себе под ноги, чтобы не провалиться в какую-нибудь яму.
Но иногда мы поднимаем глаза вверх и смотрим сквозь прохудившуюся крышу
на низкое питерское небо.
Небо становится ближе.
Сегодня, в дни, когда неумолимо надвигается помпезное празднование
300-летия Петербурга, самое время задуматься о том, что будет с городом
дальше. Официальная культурная политика нашего города проникнута духом
затхлого консерватизма. В основном она сводится к реставрационным работам,
установлению мемориальных досок и памятников, к спекуляциям на "великой
истории и классических традициях". При этом, с 1991 года, то есть
с момента возвращения Петербургу его исторического имени, не построено
ни одного здания, способного соперничать с ведущими образцами европейской
архитектуры, а то, что строится, представляет собой в лучшем случае
боязливое эпигонство. За последние 10 лет не возникло ни одного нового
влиятельного литературного журнала или газеты; литературная и интеллектуальная
активность не имеет публичного резонанса и вынуждена искать себе выхода
на Западе или в Москве. Немногим лучше обстоит дело с современным визуальным
искусством - здесь унылый пейзаж лишь отчасти скрашивают отдельные инициативы
и поддержка иностранных институций.
Риторика "возрождения Петербурга" апеллирует к "началу
века", имея в виду, как правило, декоративную, удаленную во времени
на безопасное расстояние эстетику "Мира искусств", дягилевской
антрепризы, поэтику символистов и акмеистов. Главными брендами культурной
и туристической индустрии оказываются овеянные стародавней мифологией
"Белые ночи", "Ахматова", "Мариинка" и
"Эрмитаж". Так, как будто не было здесь ни Мейерхольда, ни
футуристов, ни обэриутов, ни Филонова, ни Бахтина, ни конструктивистской
архитектуры… Этот список легко продолжить.
Избыток исторического чувства вырождается в благоговейно-антикварное,
некритическое отношение к прошлому и ведет подкоп под современность.
А стало быть, подрывает возможность будущего - проекта, наброска, призванного
утопически предвосхищать и утверждать грядущее.
Некогда, в качестве новой столицы Российской империи, Санкт-Петербург
был именем такого проекта, смелого "броска на Запад". Мы говорим
"был", потому что этот проект оказался свернут и заброшен.
Несмотря на ряд символических шагов, нацеленных на возвращение Петербургу
былого величия, факт остается фактом: городу по-прежнему отводится роль
гробницы, усыпальницы, некрополя дворянской, дореволюционной культуры.
Творческих людей не может устраивать подобное положение вещей. Необходимо
широкое движение, фронт художников и интеллектуалов, специалистов, занятых
культурным производством, всех, чьи интересы лежат не в области мумификации,
а в творчестве и обновлении городского пространства. В открытии этого
фронта можно опираться на опыт передвижников и ЛЕФа, обэриутов и Ситуационистского
Интернационала, наконец, на традиции ленинградского нонконформизма 50-80-х
гг.
Люди, к которым мы обращаемся - художники, писатели, музыканты, актеры,
интеллектуалы - живут, конечно, насыщенной, своеобразной и интересной
жизнью - но только внутри своих узких кружков. Еще с 70-х годов у российской
интеллигенции выработалась привычка ухода из публичной сферы, работы
в одиночку или маленькими группами. В 90-е эта привычка возродилась,
не в последнюю очередь благодаря финансированию западными фондами. Не
говоря уже о том, что публичная сфера оккупируется в этом случае безграмотными
функционерами, сама художественная (литературная, интеллектуальная)
жизнь рискует заглохнуть, не имея каналов самовоспроизводства.
Поэтому мы должны заявить о новом искусстве вслух, на улицах и площадях,
совершая публичный - а значит неизбежно конфликтный, политический -
жест. Мы, сегодняшние петербуржцы, видим свой город иначе, чем коррумпированные
чиновники от культуры. Мы видим его горизонт разомкнутым в будущее.
Мы должны заняться систематическим проектированием городской среды -
улиц, домов, скульптур, транспорта, совместных публичных акций, журналов
и т.д. Власти Петербурга, со своей стороны, если они хотят возглавлять
живой европейский город, а не прошедший цензурную чистку музей, должны
обращаться к современным, авангардным художникам при планировании городского
пространства. В европейских городах новейшим тенденциям в искусстве
легко находится место среди средневековых соборов и черепичных крыш.
Новое, молодое искусство, с его ориентацией на шутку, на социальную
критику, на прямое действие, секуляризирует город, снимает отчуждение,
открывает городское пространство, помогает жителю чувствовать себя в
нем вольготно. Радикальное искусство видит улицы там, где консервативное
искусство видит стены.
Сейчас нам очень важно объединиться как в позитивной деятельности проектирования,
так и в негативном жесте отказа - отказа участвовать в официозном "праздновании"
юбилея, с его фестивалями мороженого, соревнованиями по греко-римской
борьбе и международной выставкой собак. Мы приглашаем всех, кому небезразлично
настоящее и будущее города, объединить наши усилия и организовать серию
художественных акций, дискуссий, литературных выступлений, направленных
на преобразование городского пространства и осмысление культурной политики.
Такое сотрудничество позволит нам по окончании праздничного угара продолжить
планомерную работу по обновлению городской среды - открытой среды, без
крыш, перекрытий и перегородок. Просим вас откликнуться и написать о
своей поддержке.
Дмитрий Виленский
Ольга Егорова (Цапля)
Артемий Магун
Евгений Майзель
Наталья Першина-Якиманская (Глюкля)
Александр Скидан
Кирилл Шувалов
Ссылки по теме:
Зона свободная
от Юбилея
Пресс-релиз акции-макабр "Петербург
003, или живая Кровь Петербурга"