Проект
"Территория эха", реализуемый на основе Литературно-мемориального
музея Ф. М. Достоевского, предполагает разработку и представление аудио-визуальной
инсталляции, направленной на ознакомление российского зрителя/читателя
с малоизвестным феноменом современной литературы, каким на сегодняшний
день является течение международной саунд-поэзии. Полагая слушание одной
из высших форм поэтической деятельности, автор и куратор проекта предлагает
экспозицию, органично сочетающую, с одной стороны, образовательный аудио-поэтический
архив (представленный в виде специально подготовленного электронного
ресурса), а с другой - вариант визуальной организации персонифицированного
звукового поля.
Аудио-поэтический архив, представляющий собой электронную коллекцию
саунд-поэтического творчества конца ХХ века, созданную и аннотированную
автором проекта, содержит:
- практическую базу: 120 саунд-треков уникальных аудио-поэтических записей
120 авторов из 22 стран мира, подготовленных для индивидуального прослушивания;
- теоретическую базу: 30 иллюстрированных статьей ведущих теоретиков
жанра (русская/английская версии), посвященных анализу тенденций развития
современной саунд-поэзии;
- сопутствующий информационный материал по каждому из авторов (фото-,
био-, библиография);
Значение слов, их лингвистическое содержание, правила употребления
и функции закреплены общественной практикой, сложившейся в той или иной
среде. Таким образом, слова в силу их унаследованного значения являются
носителями такого содержания, которое, по выражению Исидора Ису "втискивает
в жесткие рамки правил или же вообще парализует поэтическое воображение".
Поэтому выглядит вполне закономерным желание куратора проекта представить
международную коллекцию саунд-поэтического творчества конца ХХ века
через призму экзистенциального и предельно персонифицированного поэтического
жеста. В этом качестве в проекте задействован сюжет последних часов
жизни японского поэта и писателя Юкио Мисимы (в экспозиции используются
фрагменты одноименного фильма, имиджи Мисимы, а также документальная
аудиозапись обращения поэта к японским военным перед самоубийством).
Лейтмотивом проекта "Территория эха" служит известная фраза
Мисимы: "Язык - это настоящий фашист, ибо суть фашизма заключается
не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы понуждать говорить нечто…"
Объединение в едином выставочном пространстве иных, прежде отодвигаемых
на задний план, составляющих элементов поэзии - голоса, ритма, отсутствия
иерархии между различными системами знаков, семиологического творчества
читателя/зрителя, понимания роли "случайности" и "событийности"
поэтического текста, не только иллюстрирует пути развития современной
литературы, но и демонстрирует преемственность традиции литературного
эксперимента.