В галерее "Трибуна" состоялась выставка по итогам очередного
конкурса Центра Современого Искусства Сороса-Алматы. Его название носило
довольно скромный и непритязательный характер -"Сувенир Казахстана",
но в задачу входило сразу несколько пунктов, среди которых, основным
и самым важным был поиск и создание неформального памятного символа
страны.
В состав жюри вошли известный архитектор и культуролог Алмаз Ордабаев,
художники Галим Маданов и Ерболсын Мельдибеков, такие зарубежные эксперты,
как дизайнер Морган Сеги (Высшая школа промышленного дизайна, Париж)
и Ирина Перфильева (Москва).
Участниками конкурса стали художники всех специальностей из Алматы,
Шымкента, Рудного и Павлодара, как известные, так и начинающие. Из 33
проектов правлением СЦСИ было отобрано 26.
C самого начала было непонятно, какое отношение этот конкурс имеет к
современному искусству? Я полагала, что увижу некий стеб и обыгрывание
уже существующих изделий подобного рода, порой приобретающих форму кича,
(как это всегда происходит с тем, что рассчитано на массовое потребление
и обывательский вкус), как-то: многочисленные аляповатые камзолы и чапаны,
мягкие зооморфные игрушки - верблюдики, лошадки, беркуты и барсы, флажки
и т.д. А форма стеба, сама по себе, тоже могла бы стать тем перцем ,
который придал бы еще большую остроту и актуальность всей экспозиции.
Но особого стеба на этой выставке я не увидела. Все было всерьез. Возможно,
время диктует свои нормы и правила игры. Всерьёз и без насмешки художники,
архитекторы и дизайнеры подумали над тем, как можно расширить сознание
производителей "сувениров". Несмотря на это, экспозиция отличалась
прежде всего своим разнообразием и, как полагается для этого жанра,
почти балаганной и сказочной пестротой.
Впечатляла игрушка архитектора Сакена Нарынова, выполненная по мотивам
народной казахской игры "Кыз-куу", где всадник и всадница,
вращаются по своей орбите в ракушечной ленте Мебиуса, сменяя друг друга
в точке Х. Само по себе необычно и интересно это сочетание, казалось
бы, несоединимого - европейской научно-фантастической мысли и восточной
традиции. "Если бы она была выполнена в миниатюрном размере, она
бы могла бы претендовать на гран-при!" - было отмечено членами
жюри, позднее.
Успехом у зрителей пользовался проект студии RJ Rekords (за этим скрывается
семья художницы Юлии Левицкой) "Бешпармак" - видео-, медиа-объекты
и серия подушек с изображением детей с патриотичным названием "Мой
Казахстан- моя семья", развешанных по стене. Особенно зрители упивались,
когда в компьютерной игре "Бешпармак" обаятельная щука чуть
ли не фальцетом начинала петь казахскую народную песенку (кстати, над
этим замечательным звуком поработал известный в городе музыкант электронщик
Константин Тимошенко). Очень привлекали и уютные войлочные сумочки с
животными все той же многогранной и трудолюбивой Юлии Левицкой.
Среди этого обилия фантазии есть и довольно остроумные вещи, такие как
войлочный ковер с изображением химических элементов номинально присутствующих
на земле Казахстана, последним из которых является новый хим. элемент
"Гулиев" . Кстати, последний самородок и является автором
этого бесценного произведения.
И очень остроумным показался съедобный и миниатюрный сувенирчик Саида
Атабекова "Бал-Бал" выполненный из курта и дерева (бал-бал
располагался в деревянной шкатулке). Еще одной, но уже монументальной
вариацией на тему "Бал-Балов" была работа из папье-маше Марата
Сагитова - "Три эпохи Казахстана". Его мысль двигалась от
округлого тела культовых сооружений древности - "бал-балов"
к округлому телу культового предмета 3-го тысячелетия - "мобильника".
Итоги конкурса были таковы: Два первых места - Сакен Нарынов "Кыз-Кыуу"
и "Беш-Бармак" RJ Rekords. Два вторых - "Три эпохи Казахстана"
М. Сагитова и "Войлочные сумки с животными" Ю. Левицкой. Три
третьх - Ш. Гулиев "Богатства земли казахской", ироничная
"Маска" А. Беккуловой и сувенир "Бал-бал" С. Атабекова.
Эта же работа получила приз зрительских симпатий. А так же третьего
места был удостоино нагрудное украшение "Черепахи" начинающего
автора В. Данилова. Поощрительный приз получил Зейнехан Мухамеджан Улы
за преданность и сохранение традиций в народных промыслах - уникальной
вышивки-кистеу.