Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

27.12.2002
Выставки


Король умер, да здравствует король!
[Елена Невердовская]

Петербургское РождествоСмерть автора, конец культуры - подобные утверждения давно уже стали общим местом. Но как-то не принято говорить о том, что художник умер. Как-то он все еще жив, хоть и мало заметен, все еще пишет картинки, все еще рисует листы, где-то выставляется, что-то продает. Конца и краю его деятельности не видать. Хотя и в этой традиционной области наметились коренные изменения: раз даже такая неизменная, такая художественная, такая питерская выставка - рождественская экспозиция куратора Марины Азизян в Музее Анны Ахматовой вдруг внезапно стала совсем другой.
Дело не в том, что пол выставочного зала затянут белой тканью, а посетители ходят в зеленых и синих бахилах. И не в том, что основу рождественской экспозиции составили исторические фотографии из Архива Кинофотофонодокументов и старые открытки из частного собрания. Просто впервые к участию были приглашены дизайнеры, которые сразу стали главными архитекторами выставочного пространства. Они демократично уравняли всех в правах - старые открытки и живописные полотна, пеньки, закамуфлированные искусственной ватой, и авторские скульптуры, художественные объекты и дизайнерский декор.
Хотя - как на это посмотреть.
Если посмотреть с точки зрения стратиграфии, то несомненное первенство принадлежит живописи и коллажам из тканей - они висят на стенах выше всех (просто под потолком). Подчиненное место занимает фотографии Карла Буллы и советские документальные фото - эти "плоские материалы" размером с альбомный лист повешены вереницей прямо под живописными полотнами. Самое плебейское место - над полом - отдано открыткам, которые шпалерами (или панелями) высотой в один метр усеяли все стены.
Но можно взглянуть иначе: на самом выигрышном месте экспозиции находятся, разумеется, черно-белые фотографии - их рассмотрит даже самый ленивый. Дети и низкорослые посетители, сгорбленные старички и старушки могут увидеть и открытки. Картинам повезло меньше всего - нельзя все время задирать голову - то и дело попадается под ноги то пенек, то скульптура.
Можно еще предложить несколько различных подходов - на месте победителя будут оказываться то те, то другие предметы, но суть не изменится: знакомиться, рассматривать произведения искусства/творения художников не хочется, но экспозиция в целом развлекает и оставляет "светлое, рождественское" ощущение. Да здравствует дизайн!
Причаститься к общему празднику всегда помогают какие-то постоянно повторяющиеся мотивы, откровенно говоря, - ритуалы. Как мандарины и "оливье" в советский Новый год - это успешно использует телевизионная реклама. Рождественская выставка в Музее Анны Ахматовой тоже оправдывает надежды и ожидания: из года в год на выставке можно погадать - бросить три фасолинки в кармашки с желаниями, поиграть с волшебной машиной, посмотреть в рождественскую трубу.
Тот факт, что художник, стремясь быть интересным, превращает собственную выставку в аттракцион, уже не новость. И то, что автор для демонстрации своих произведений прибегает к дизайну, тоже - обычное дело. Но постепенно, само творение вытесняется антуражем, дизайнер смещает художника на периферию. Пока не выгонит совсем. И тогда - да здравствует король!



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100