Смерть
автора, конец культуры - подобные утверждения давно уже стали общим
местом. Но как-то не принято говорить о том, что художник умер. Как-то
он все еще жив, хоть и мало заметен, все еще пишет картинки, все еще
рисует листы, где-то выставляется, что-то продает. Конца и краю его
деятельности не видать. Хотя и в этой традиционной области наметились
коренные изменения: раз даже такая неизменная, такая художественная,
такая питерская выставка - рождественская экспозиция куратора Марины
Азизян в Музее Анны Ахматовой вдруг внезапно стала совсем другой.
Дело не в том, что пол выставочного зала затянут белой тканью, а посетители
ходят в зеленых и синих бахилах. И не в том, что основу рождественской
экспозиции составили исторические фотографии из Архива Кинофотофонодокументов
и старые открытки из частного собрания. Просто впервые к участию были
приглашены дизайнеры, которые сразу стали главными архитекторами выставочного
пространства. Они демократично уравняли всех в правах - старые открытки
и живописные полотна, пеньки, закамуфлированные искусственной ватой,
и авторские скульптуры, художественные объекты и дизайнерский декор.
Хотя - как на это посмотреть.
Если посмотреть с точки зрения стратиграфии, то несомненное первенство
принадлежит живописи и коллажам из тканей - они висят на стенах выше
всех (просто под потолком). Подчиненное место занимает фотографии Карла
Буллы и советские документальные фото - эти "плоские материалы"
размером с альбомный лист повешены вереницей прямо под живописными полотнами.
Самое плебейское место - над полом - отдано открыткам, которые шпалерами
(или панелями) высотой в один метр усеяли все стены.
Но можно взглянуть иначе: на самом выигрышном месте экспозиции находятся,
разумеется, черно-белые фотографии - их рассмотрит даже самый ленивый.
Дети и низкорослые посетители, сгорбленные старички и старушки могут
увидеть и открытки. Картинам повезло меньше всего - нельзя все время
задирать голову - то и дело попадается под ноги то пенек, то скульптура.
Можно еще предложить несколько различных подходов - на месте победителя
будут оказываться то те, то другие предметы, но суть не изменится: знакомиться,
рассматривать произведения искусства/творения художников не хочется,
но экспозиция в целом развлекает и оставляет "светлое, рождественское"
ощущение. Да здравствует дизайн!
Причаститься к общему празднику всегда помогают какие-то постоянно повторяющиеся
мотивы, откровенно говоря, - ритуалы. Как мандарины и "оливье"
в советский Новый год - это успешно использует телевизионная реклама.
Рождественская выставка в Музее Анны Ахматовой тоже оправдывает надежды
и ожидания: из года в год на выставке можно погадать - бросить три фасолинки
в кармашки с желаниями, поиграть с волшебной машиной, посмотреть в рождественскую
трубу.
Тот факт, что художник, стремясь быть интересным, превращает собственную
выставку в аттракцион, уже не новость. И то, что автор для демонстрации
своих произведений прибегает к дизайну, тоже - обычное дело. Но постепенно,
само творение вытесняется антуражем, дизайнер смещает художника на периферию.
Пока не выгонит совсем. И тогда - да здравствует король!